Московская патриархия должна вернуться в вопросе о статусе Украинской Церкви к серьёзной дипломатии, отказавшись от своих угроз Константинополю, заявил известный миссионер РПЦ МП протодиакон Андрей Кураев в интервью НСН 8 сентября.
Церковная дипломатия исчерпала себя в диалоге с Варфоломеем по «украинскому вопросу», заявил в тот же день глава ОВЦС МП митрополит Иларион (Алфеев). В эфире телеканала «Россия-24» он подчеркнул, что в случае признания автокефалии Украинской Церкви каноническое общение между Московской патриархией и Константинополем будет разорвано.
О. Андрей отметил нелогичность действий руководства РПЦ МП: «Ситуация складывается таким образом, что Константинополь нас ни в чём не обвиняет. Ни в ереси, ни в расколе… То есть право сделать первый залп и стяжать печальную славу зачинателей войны Константинополь предоставляет нам, а мы с удовольствием идём на эту провокацию, что очень печально. И самое смешное – без участия украинцев. Патриарх Кирилл в Константинополь не взял митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Вчера было заседание Высшего Церковного Совета РПЦ, сегодня якобы Священного Синода, который принял заявление по Украине. А митрополита Онуфрия нет, как нет и попытки вести диалог с константинопольскими экзархами», — удивился Кураев.
Протодиакон полагает, что вопрос о предоставлении Украинской Церкви автокефалии практически решён: «Украинская Церковь, безусловно, получит автокефалию – Константинополь к этому ведёт. Ничего страшного в этом нет. Вопрос в том, что будет после. Есть три варианта возможной реакции нашей церкви. Первый: можно опередить Константинополь и этот подарок вручить Киеву из наших рук, но на наших условиях. Это был бы самый красивый и верный ход. Удержать всё на уровне 1988 года не удастся. Второй вариант – совместный проект Константинополя и Москвы. Можно создать рабочую группу, создать дорожную карту и т.д. Дорожная карта очень нужна: надо серьёзно обговорить статус и права тех граждан Украины, который захотят сохранить единство с Москвой. Третий вариант – война церквей. Получается, что мы начинаем войну, которую заведомо проиграем. Помните, как Советский Союз уходил с Восточной Европы, никак не обговорив интересы своих друзей и сторонников там. Всё рухнуло, мы убежали и ничего у нас там не осталось. Тоже самое сегодня происходит на Украине в церковном смысле», — заключил о. Андрей.