Внимание журналистов привлекло откровенное письмо архиепископа Иова Гечи к патриарху Константинопольскому Варфоломею. Что так заинтересовало СМИ, опубликовавшие этот документ?
Новый митрополит Италийский, экзарх Южной Европы Константинопольского патриархата Поликарп (Ставропулос) в конце мая встретился с Папой Римским Франциском, после чего дал интервью, в котором заявил об одной их своих основных миссий – способствовать экуменическому диалогу между Православной и Католической Церквями. Как отметил владыка, “это была сердечная встреча сына с его возлюбленным отцом, встреча епископа с его архиепископом и патриархом”. А также еще один пример приверженности Фанара идее объединения с Римом.
Электронное издание Greek Reporter обнародовало статью на основе письма Постпреда Вселенского Патриархата при Всемирном Совете Церквей, архиепископа Тельмисского Иова Гечи к Патриарху Варфоломею (полный текст документа на итальянском языке по ссылке), об этом сообщил новостной сайт Cyclades24.gr. Журналист GreekReporter высоко оценивает это письмо как подтверждение тому, что Вселенский Патриархат верен идее восстановления евхаристического единства с Римом.
Что в письме архиепископа Тельмисского могло заинтересовать СМИ, и как его идеи могут повлиять на православный мир – вот что разъясняет издание Cyclades24.gr. Из слов архиепископа следует, что на Фанаредействительно планируют развивать экуменический диалог с римо-католиками и в будущем намерены сблизиться с Римом. Однако позиция Русской Православной церкви – основная проблема на пути к этой цели. Поэтому для того, чтобы лишить РПЦ диалога с Ватиканом, предлагается обратиться к ситуации с предоставлением автокефалии Православной церкви Украины и ввести в состав православной части комиссии духовенство ПЦУ.
Как утверждает архиепископ Иов в своем письме, именно митрополит РПЦ Иларион (Алфеев) из года в год препятствовал диалогу между православной и католической церквями, и просил у католиков решения вопроса обуниатстве. Не исключено, что патриарх Варфоломей и его окружение именно поэтому и испытывают особую неприязнь к митрополиту Илариону.
Между тем, архиепископ Иов нашел выход: диалог между православными и католиками по вопросу унии подменят заранее спланированным договором между автокефалистами и униатами на Украине.
Кроме того, Константинополь намерен игнорировать позиции Антиохийской, Сербской, Грузинской, Болгарской, Польской Церквей, Церкви Чешских земель и Словакии, также не поддерживающих поспешное сближение с католической церковью, обосновывая это тем, что они лишь “известные сателлиты” РПЦ, которые слепо следуют за ней в политических вопросах. Таким образом, если из-за этого представители указанных церквей перестанут участвовать в работе православно-католической Комиссии, то это сыграет на руку патриарху Варфоломею. Он сможет заявить о восстановлении общения между православной и католической церквями, тем более что он все равно отождествляет Православным мир только с собой.
Во что обойдется воссоединение западного и восточного христианства, если оно состоится, даже страшно представить. Ведь в случае присоединения самое главное для Константинополя – вопрос места и статуса в Римской Церкви, а никак не экспансия униатов на Украине и в Румынии, и не догматические проблемы филиокве.
Получается, что слухи, тиражируемые иерархами Фанара, о запланированном объединении ПЦУ и Украинской Греко-Католической церкви, небезосновательны. Все очередной раз говорит о том, что неоднократные факты совместного служения иерархов и клириков Православной церкви Украины и униатов – продуманная политика ПЦУ, о которой знает и которую одобряет Фанара, а не произвол отдельно взятых представителей духовенства. В общем, нет сомнений, что в случае создания двусторонней комиссии с участием ПЦУ и УГКЦ, о которой говорит архиепископ Иов, будет заявлено об отсутствии преград к объединению и совместному служению.
Верховный Архиепископ УГКЦ Святослав Шевчук, в отличие от главы Константинопольской церкви и иерархов, находящихся под его влиянием, уже давно и откровенно говорит об очевидном факте: единая «Киевская церковь» может быть лишь под эгидой Римского епископа. Из откровений архиепископа Иова следует, что это никак не повлияет на тщеславные и опасные намерения патриарха Варфоломея, который решил использовать ПЦУ как возможность для новой унии с Римом. Возможно, ПЦУ создавалась именно с этими намерениями.