Итальянская газета Cоrriere della Sera опубликовала интервью с папой Римским Франциском, в котором довольно неожиданно расставлены политические акценты, а некоторые формулировки удивляют своей резкостью. Впрочем, тревожный тон понтифика понятен: речь идет о происходящем в Украине. Папа признается, что настроен пессимистично. Он рассказал, что во время недавней встречи премьер-министр Венгрии Виктор Орбан поделился с ним мнением, что специальная военная операция (СВО) России завершится к празднику 9 Мая, однако сам папа не очень верит в такую перспективу.
Некоторые высказывания понтифика уже вызвали оживленную реакцию в России. Прежде всего, удивила характеристика патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мягко говоря, не очень уважительно отзывается папа о «епископе Третьего Рима». Он использует выражение «алтарник Путина», что сразу же стало распространяться в российском сегменте крупнейших соцсетей. Папа использовал итальянское слово «chierichetto». В английском (в основном пересказывают интервью по изложению в Reuters) и русском переводах это выглядит довольно уничижительно: алтарный мальчик, служка, министрант. В итальянском слове тоже есть грамматический элемент, передающий уменьшительное значение (-etto). И вообще, в католической традиции священнику у алтаря прислуживают чаще всего мальчики, ну или юноши. По отношению к патриарху, который недавно отметил 75-летие, использование такого слова однозначно не говорит о большом уважении.
Заметно, что папа разочарован русским визави. Он рассказал о подробностях онлайн-общения, которое состоялось у него с главой РПЦ 16 марта. По словам понтифика, патриарх половину времени зачитывал по бумажке «обоснование войны», как говорит папа (Роскомнадзор считает такое наименование конфликта недостоверной информацией и предписывает СМИ обозначать происходящее в Украине как «специальная военная операция»). Тогда папа сказал патриарху: «Брат, мы не государственные священнослужители, мы должны использовать не язык политики, но язык Иисуса. Мы пастыри святого народа Божия. Мы должны искать пути мира, чтобы положить конец обстрелам. Патриарх не может превратиться в путинского алтарника». То есть теперь мы понимаем, что Франциск отчитал главу РПЦ еще в середине марта. Теперь понятно, почему Кирилл легко согласился, что их встреча в июне была бы несвоевременной.
Тем самым папа Римский дал понять, что больше не рассчитывает на авторитет патриарха в деле миротворчества. У РПЦ, по мнению папы, просто нет необходимых полномочий. РПЦ не ведущая, а ведомая сила, подчиняющаяся государственной целесообразности.
Понтифик сказал, что рассчитывает лишь на прямые переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Глава Римской церкви признался, что неоднократно предлагал Кремлю выйти на диалог. Папа даже отказывается ехать в Киев в первую очередь. Сначала – Москва. Только там можно найти ключ к миру. Однако из Москвы ответа нет до сих пор. «Я боюсь, что Путин не может и не хочет проводить эту встречу прямо сейчас», – признался Франциск.
При этом он представил довольно необычное для западного лидера видение ситуации. Он рассуждает о том, что в военных действиях в Украине нет какого-то одного зачинщика. Получается, что часть вины лежит на Западе, который дразнил и раззадоривал Москву. И здесь папа использует довольно резкие выражения. «Возможно, «лай (l’abbaiare) НАТО у дверей России» побудил Кремль болезненно отреагировать и разжечь конфликт. «Я не могу сказать, был ли этот гнев спровоцирован НАТО, но, возможно, облегчил (это решение)», – передает итальянская газета размышления папы. Если и не спровоцировал, то дал повод для СВО.
Понтифик рассуждает едва ли не о заинтересованности обеих сторон в военных действиях. По его мнению, как Россия, так и Запад используют конфликт для испытания новых вооружений. Именно поэтому главная беда для папы – накачивание Украины тяжелыми вооружениями. «Я не могу ответить, я слишком далек от этой темы, на вопрос, правильно ли снабжать украинцев, – рассуждает он. – Ясное дело, что оружие испытывается на этой земле. Русские теперь знают, что от танков мало толку, и думают о другом. Для того и ведутся войны: для проверки произведенного оружия. Так было во время Гражданской войны в Испании перед Второй мировой войной. Торговля оружием — это скандал, против которого мало кто выступает. Два или три года назад в Геную прибыл корабль с оружием, которое нужно было перегрузить на крупное грузовое судно, чтобы доставить в Йемен. Портовики не хотели этого делать. Они сказали: давайте подумаем о детях Йемена. Это мелочь, но хороший жест. Таких должно быть очень много». Согласно этой аналогии, СВО в Украине – прелюдия к новой мировой вой не, как это было в Испании. «Сирия, Йемен, Ирак, одна война за другой в Африке. Во всем есть международные интересы. Нельзя думать, что одно свободное государство может вести войну с другим свободным государством. В Украине конфликт создали другие», – говорит папа. Именно поэтому конфликт необходимо остановить, однако ни одна из сторон не заинтересована этого делать.