Студенты Бакинского исламского университета (БИУ) доучиваются последний год. Основанное в 1991 году учебное заведение, готовившее исламоведов и специалистов по шариату, уже считается закрытым. Одновременно при активном содействии администрации президента (АП) Азербайджана в Баку осенью официально открылся Азербайджанский институт теологии (АИТ). Глава государства Ильхам Алиев назначил ректором АИТ экс-чиновника АП Джейхуна Мамедова. Управление мусульман Кавказа (УМК) – основной учредитель БИУ – договорилось, чтобы часть студентов закрывшегося вуза перевели в новорожденный АИТ.
Бакинский исламский университет – светский вуз с исламской спецификой, любимое детище главы УМК шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде. При создании в 1991 году БИУ (тогда носившего название «Кавказский исламский университет») Пашазаде делал упор на подготовку в вузе религиозных кадров для шиитского большинства страны. В Азербайджане, где 99,2% жителей, по официальным данным, исповедуют ислам, более 60% шииты, а около 40% сунниты. Выпускник БИУ должен был обладать фундаментальными знаниями по шиитскому исламу и так же хорошо разбираться в мазхабах (религиозно-правовых школах) ислама суннитского. С дипломом БИУ можно было пойти служить в мечеть, работать преподавателем теологии или чиновником по религиозным вопросам.
Институт теологии, куда распределили «бесхозных» студентов из БИУ, ориентирован более светски и поликонфессионально. «Азербайджан – многоконфессиональная страна. В этом году в Институте теологии объявлен прием по специальностям «Религиоведение» и «Исламоведение», в будущем будут открыты специальности, связанные с христианством, иудаизмом и другими религиями», – пояснил председатель Госкомитета при правительстве страны по работе с религиозными структурами Мубариз Гурбанлы. По словам Гурбанлы, открытие АИТ объясняется тем, что исламский университет за свою 27-летнюю историю полностью выполнил свою задачу: «Подготовка кадров для религиозной сферы в Азербайджане пришлась на период восстановления государственной независимости. В связи с увеличением количества мечетей появилась необходимость в кадрах, работающих в религиозной сфере, и Бакинский исламский университет и медресе провели достаточную работу, чтобы заполнить эти пустоты».
Первую в постсоветском Азербайджане альма-матер специалистов по исламу «отправили на пенсию», сказал «НГР» азербайджанский востоковед и политолог Зардушт Ализаде. «В Азербайджане переизбыток дипломированных теологов и дефицит вакантных мест для их трудоустройства. Нет такого числа мечетей или профильных учреждений – все давно заполнено. В БИУ до его закрытия было два факультета – шариатских наук и исламоведения. Готовить кадры для многоконфессионального Азербайджана в АТИ будут на базе единственного в вузе факультета – теологического, с которым слили аналогичный факультет Бакинского госуниверситета. Теологический факультет в Бакинском университете открыли в 1993 году при содействии турецкого Управления по делам религии, деканом его был выдающийся арабист Васим Мамедалиев. В этом факультете, как и в исламском университете, больше нет надобности, так как нет необходимости в дополнительных кадрах. Это только после краха Советского Союза казалось, что народ бегом побежит в религию, и тогда в нашей стране насоздавали религиозных факультетов и вузов. Процесс клерикализации азербайджанского общества достиг логического завершения», – считает Ализаде.
«В Азербайджане увеличилось число мечетей, есть необходимость в специалистах, – в свою очередь, сказал «НГР» востоковед Фархад Ибрагимов. – Институт теологии будет готовить специалистов не только по исламу, но и по другим религиям, которые существуют на территории Азербайджана, – православию и иудаизму. Баку может в этом плане занять удобную нишу в регионе, став привлекательным и для иностранных абитуриентов, которые хотят изучать исламское право. Это первая причина. Вторая причина носит деликатный характер, возможно, связанный с переориентацией мусульманской общины страны из шиитского русла в суннитское. В Азербайджане в последнее время стараются не идентифицировать себя ни с шиитами, ни с суннитами, дипломатично называя себя «просто мусульманами», дабы не разжигать религиозную рознь. С точки зрения политики это разумное решение, учитывая нестабильную обстановку в регионе. Тем не менее все знают, что абсолютное большинство азербайджанцев исповедуют ислам шиитского толка. Наверняка есть какие-либо определенные силы, которые заинтересованы в развитии в Азербайджане ислама суннитского толка, и для этого необходимо реформировать религиозные структуры, начиная с Управления мусульман Кавказа и подведомственного ему исламского университета в Баку. После закрытия и слияния с Институтом теологии исламский университет будет находиться в подчинении Госкомитета по работе с религиозными структурами. А это означает расширение полномочий и влияния Госкомитета и структур, занятых в процессе развития в стране суннитского ислама», – сказал Ибрагимов.
Религиозная сфера – важнейшая часть политической системы Азербайджана, и борьба за нее ведется буквально с момента восстановления независимости в 1991 году, сказал «НГР» руководитель департамента конфликтологии Института мира и демократии Азербайджана Ариф Юнусов. По его словам, в 1990-е годы возник конфликт между талышом Пашазаде и ректором БИУ Сабиром Гасанлы, нахичеванцем по происхождению. «В 1996 году в своих интервью, а также на специальной пресс-конференции Сабир Гасанлы делал заявления о крайне опасной ситуации в Азербайджане в религиозной сфере, – продолжает эксперт. – Виновным в этом он прямо назвал Пашазаде, публично обвинив главу УМК в том, что тот «потворствует иностранным миссионерам», «погряз в коррупции», «связан с иностранными спецслужбами». Пашазаде счел, что Гасанлы хочет сместить его с поста главы УМК. В 1998 году на съезде мусульман Кавказа Пашазаде был объявлен пожизненным руководителем УМК: шейх-уль-исламу удалось убедить Гейдара Алиева в своей полной лояльности. Но с того времени отношения между Пашазаде и ректором БИУ остались очень напряженными».
Позже, говорит Ариф Юнусов, Пашазаде и Гасанлы примкнули к конфликтующим группировкам в светской вертикали. «В 2017 году борьба между группировками приобрела острый характер и не могла не затронуть религиозную сферу. И решение было вскоре найдено. Вместо планировавшейся отставки Гасанлы с поста ректора БИУ в феврале был создан Институт теологии», – изложил свою версию эксперт.