В ситуации, когда многие национальные вопросы отходят на второй план, уже в ближайшее время может возрасти потребность в ведущей роли церкви в армянском обществе, считает эксперт.
У действующей власти могут быть опасения по поводу ведущей и консолидирующей роли, которую может взять на себя Армянская Апостольская церковь не как религиозная организация, а в качестве национального института. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения высказал декан факультета истории и социальных наук Ереванского государственного педагогического университета, кандидат исторических наук, Эдгар Ованнисян, комментируя слова главы армянского кабмина, который назвал ААЦ политическим конкурентом.
В последние недели развернулась активная пикировка между представителями власти и ААЦ. Ранее премьер-министр Армении Никол Пашинян на встрече с участниками турнира школьников “Кубок премьера” в Дилижане отметил, что если церковь хочет заниматься политикой, то пусть создаст для этого партию. За этим последовала реакция Первопрестольного Эчмиадзина – “желающие заняться богословием, могут поступить в духовную семинарию, если, конечно, преодолеют образовательный ценз и представят убедительные свидетельства о нормальном состоянии здоровья”. В свою очередь, премьер Пашинян выразил надежду, что все лица, занимающие высокие духовные должности, при поступлении в семинарию должны представить достаточно фактов о своем духовном, и телесном здоровье – вплоть до сексуального.
“ААЦ выступает с четкими оценками происходящих процессов и пытается сформировать национальную повестку в отсутствие системных институтов, которые могли бы взять на себя эту роль. В результате авторитет церкви еще более укрепляется. Думаю, “кое-какая” политическая сила, деятельность которой, мягко говоря, не проистекает из национальных интересов, видит в этом определенную опасность”, – заметил Ованнисян.
По его словам, здесь важно провести черту между политикой и обеспокоенностью национальными вопросами. Эксперт призвал не втягивать церковь в мелочные внутриполитические интриги, подталкивая ее к занятию политикой. Ученый уверен – за всю свою многовековую историю ААЦ заслужила право выражать мнение по важным вопросам.
“Армянская Апостольская церковь – по сути единственная армянская национальная структура, сохранившаяся и дошедшая до нас из глубины веков. У нас нет княжеских дворцов и не сохранились царские династии. Фактически, церковь – единственная древняя структура, сохранившаяся в армянской истории”, – заключил эксперт.
Ованнисян подчеркнул – ААЦ остается на высоте, как это и было всегда. Более того, он считает, что слово церкви востребовано сегодня, и в такой непростой ситуации, когда многие национальные вопросы отходят на второй план, потребность в ведущей роли церкви будет ощущаться уже в ближайшее время.