Стремясь противостоять распространению фанатизма, египетское министерство вакуфов (религиозной собственности) решило отправить 144 женщин на проповедь в мечетях Каира, сообщает The Arab Weekly.
Отмечается, что каждая из кандидатур должна быть утверждена в исламском университете Аль-Азхар — самым авторитетной инстанцией для мусульман-суннитов.
Задача проповедниц — доносить до своих сестер по вере религиозную информацию «в духе умеренности» и обсуждать с ними самые острые проблемы.
По словам министра вакуфов Мухаммеда Мухтара Гомаа (Mohamed Mokhtar Gomaa), чтобы охватить все мечети Египта, потребуется около двух тысяч проповедниц. До последнего времени в просветительской кампании участвовали 43 женщины.
«Женщины становятся жертвами радикальных групп, и новая мера направлена на то, чтобы защитить их от этого. Новые женские имамы представят женщинам правильную религиозную информацию и научат их каноническим принципам своей религии», — приводит издание слова чиновника министерства, ответственного за проповеднические дела, Сайеда Абделя Маабуда (Sayed Abdel Maaboud).
Министерство решило прибегнуть к помощи просвещенных мусульманок, чтобы обратиться напрямую к прихожанкам мечетей. В частности, им предстоит потрудиться над «исправлением ложных представлений об исламе».
Чтобы получить лицензию на проповедь, женщины должны обладать достаточными познаниями в исламском богословии и сдать экзамен в Аль-Азхаре. В частности, они должны уметь толковать хадисы — слова пророка Мухаммеда, переданные его сподвижниками, и хорошо знать разделы Корана, в которых говорится о женщинах и о семье.
В последнее время многие мечети Египта стали рассадником экстремистских идей, вследствие чего министерство вакуфов стало направлять в молитвенные дома своих инспекторов. Их задача — убедиться в том, что проповедники доносят до своей паствы умеренные идеи.
Помимо этого Национальный совет женщин Египта в сотрудничестве с министерством вакуфов и тремя крупнейшими христианскими Церквами страны выступил с инициативой, получившей название «Тарк аль-Абваб» («Стучать в дери»). В рамках программы планируется проводить встречи мусульманских проповедниц и активисток христианских общин с целью укрепления национального и единства и межрелигиозной гармонии.
Отмечается, что в то время как в Египте есть женщины — судьи, юристы, школьные учителя, врачи и министры, а также 15% депутатских мест Египта заняты женщинами, это первый раз, когда в стране будут женщины-проповедники.
Женские правозащитные группы и Национальный совет женщин Египта приветствовали назначение женских имамов, назвав это «достижением», «прецедентом» и «предвестником» женской эмансипации в стране.
«Это отличный шаг. Уверена, что женщины проявят себя как имамы мечетей и станут очень полезным инструментом против экстремизма. В конце концов, это члены общества, которые воспитывают граждан следующего поколения в стране», — сказала изданию президент Национального совета женщин Египта Майя Морси (Maya Morsi).
Придя в Египет в VII веке, ислам сделал его политическим и религиозным центром в мусульманском мире. При Анваре Садате ислам приобрел статус официальной государственной религии, а шариат стал основным источником права.
В настоящее время ислам оказывает на семью и общество неизмеримо большее влияние, чем христианство. Основу светского законодательства в Египте образует свод норм мусульманского права — шариат, который, однако, действует в смягченной форме. Ислам играет центральную роль в жизни большинства египетских мусульман. Азан (исламский призыв к молитве) слышен пять раз в день, оказывая неофициальное влияние на все: от бизнеса до средств массовой информации и развлечений. Каир славится своими многочисленными мечетями, минаретами и по праву именуется городом тысячи минаретов.
В некоторых мусульманских странах женщины имеют свободный доступ в мечеть, в других — нет. Имамом (предводителем на молитве) может стать любой правоверный мусульманин, хорошо знающий Коран, вне зависимости от своего социального положения. Большинство течений ислама не разрешает женщинам быть имамами, однако некоторые либеральные течения позволяют женщинам руководить не только молитвой женщин, но и смешанной молитвой.
Женщина может быть имамом перед другими женщинами.
Во многих регионах мусульманского мира женщины имеют возможность реализовать себя в религиозной сфере в качестве учителей-наставниц, которые обучают детей и женщин на дому или в специальных школах чтению коранических текстов на арабском языке и элементарным, «бытовым», молитвам. В Средней Азии их называют отун, биби-отун, отынча и др., и их статус приравнивается к статусу муллы (служитель мусульманского культа).
Для большинства же мусульманок, особенно в тех странах, где они лишены возможности посещать мечеть, местом для моления и общения с Аллахом, совершения религиозных обрядов, реализации своих духовных потребностей служат святые места (в Средней Азии их обычно называют мазарами), куда они совершают коллективные или индивидуальные паломничества в дни религиозных и семейных праздников, и в любые другие дни, когда возникает потребность в общении с Аллахом.
Мусульманки на всем протяжении истории нередко становились во главе исламских государств. Так, Малика Асма и Малика Арва из шиитской династии Сулайхидов непрерывно правили Йеменом с 1087 по 1138 гг., а период женского султаната в Османской империи длился без малого 130 лет.
Уже в новейшее время женщины избирались на президентские и премьерские посты Индонезии (Мегавати Сукарнопутри), Пакистана (Беназир Бхутто), Турции (Тансу Чиллер) и Бангладеш (Халеда Зиа, Шейх Хасина). Тем не менее, некоторые наиболее консервативные богословы продолжают выступать против вмешательства женщин в политику.
В трех из четырех странах, где женщины ограничены в избирательном праве, являются мусульманскими странами (за исключением Ватикана). В Ливане женщины могут голосовать только при наличии свидетельства начального образования при уровне грамотности в 82,2%. В ОАЭ и Брунее женщина ограничена в голосовании наряду с мужчиной. В некоторых мусульманских странах право на голоса женщины получили сравнительно недавно: в 1974 г. в ― Иордании, в 1980 г. ― в Ираке, в 2002 г. ― в Бахрейне, в 2003 г. ― в Омане, в 2006 г. ― в ОАЭ, в 2011 г. ― в Саудовской Аравии. Самыми первыми мусульманскими странами, где было учреждено женское избирательное право стали: Азербайджан (1918), Албания (1920), Туркмения (1924), Казахстан (1924), Турция (1930) и Мальдивы (1932).
Наиболее известные правительницы-мусульманки в России — ханша Сююмбике и касимовская правительница Фатима-Султан.
В большинстве стран мусульманского мира имеет место так называемая половая сегрегация в общественно-производственной сфере, которая проявляется в разделении профессий на «мужские» и «женские», в более низком уровне занятости и образования женщин по сравнению с мужчинами. Причина этого явления косвенно обусловлена поведенческими моделями, продиктованными некоторыми предписаниями исламской религии. Например, характерная для мусульманских семей многодетность, которая имеет непосредственное отношение к запрету прерывания беременности, является объективным препятствием для продвижения женщин по карьерной лестнице. Многодетная семья, выступающая в исламской традиции как некий эталон, служит для большинства мусульманских женщин ориентиром, в соответствии с которым они планируют и строят свою жизнь, и выбирают профессии с учетом того, что основные силы будут отданы семье, а не работе и карьере.