Какая духовность, такой и Пашазаде, Или Почему в Азербайджане и кобыла – невеста

  • 28/03/2018
  • Рубен Гюльмисарян

armeniasputnik.am

К политическим деятелям страны к востоку от Армении, несущим несусветную чушь, прибавились военные с угрозами. В числе последних – те, кто доблестно спасался бегством в начале 90-х, а сейчас несказанно осмелел. К этому хору, только и умеющему, что придумывать себе историю и говорить гадости об армянах, прибавился и духовный лидер Азербайджана.

Оно, конечно, какая духовность, такой и лидер. Аллахшукюра поймали за руку свои же: блогер Турал Садыглы заявил, что обнаружил на чешском курорте Карловы Bары комплекс жилых зданий, принадлежащих самому Аллахшукюру и его брату, депутату азербайджанского хурала Джаванширу. И фотографии опубликовал.

Главному азербайджанскому “попу” нужно было срочно оправдаться, а поскольку отрицать очевидное не было смысла, пришлось придумывать на ходу. Нет, конечно, он заявил про провокацию и ложь, про то, что “беседовал с президентом на эту тему” — непонятно только, зачем – но все это было неубедительно. А между тем ситуация требовала кардинального разрешения.

Пашазаде не стал изобретать велосипед и решил задурить головы аудитории проверенным оружием – нападками на армян. То, что он говорил, скучно до оскомины, в стране к востоку все это повторяли и повторяют ежедневно по нескольку раз, но некоторые шедевры поражают невероятной степенью бреда. Право же, невозможно представить, что азербайджанское общество способно этому поверить, несмотря на всю пропаганду в этой стране.

Вот, например, про то, что армяне стали соседями азербайджанцев 200 лет назад. Потрясающее историческое открытие, особенно если учесть, что не то, что 200, а еще век назад никаких азербайджанцев в помине не было, эти племена объединили под таким названием с созданием республики в угоду Турции. И даже название взято совсем не оригинальное – взяли, да переиначили на свой лад название иранской провинции. Ну, да ладно, это мы тоже слышали неоднократно.

А вот откровение Аллахшукюра-богослова про “осквернение мечетей на древней азербайджанской земле” — армяне, якобы, оскверняют – лично для меня стало новостью.

Начнем с того, что, перефразируя одно недавнее справедливое замечание, для того, чтобы иметь “древние земли”, нужно иметь хотя бы древность. Конечно, кому и 99 лет – древность, а кому и кобыла – невеста, но ведь и про мечети-то Аллахшукюр загнул.

Если и были разрушены в Армении какие-то мечети, то это было исключительно при Советской власти, боровшейся с религией, и взрывавшей не только мечети, но и церкви с синагогами. Это во-первых.

А во-вторых, никаких старых азербайджанских мечетей на свете не было, и быть не может, равно как и турецких – турецкие могли быть построены после 1920 года, а азербайджанские – после 1991-го. Мечети, которые были и на территории сегодняшней Армении, и в Турции в ее нынешних границах, и в тех местах, которые в 1918 году решили назвать Азербайджаном, были построены кем угодно: персами, арабами, но только не турками и их младшими азербайджанскими братьями.

По одной простой причине – турки тогда ничего не строили, кроме глинобитных домов, и то с помощью строителей-армян или персов. Жемчужиной Еревана называют Голубую мечеть, персидскую, она функционирует, находится в прекрасном состоянии и осквернять ее никто не собирается. Иранцев в Ереване всегда много, особенно в дни Новруза, туда они и ходят. Очень спокойно ходят, между прочим.

Мне уже приходилось писать о том, что будет совсем не удивительно, если окажется, при беспристрастном анализе, что и сегодня в Баку не найдется ни одного мало-мальски значимого здания, построенного азербайджанцами. Действительно построенного, а не приписанного выдуманному “азербайджанскому архитектору”. Этот город строили русские, евреи, армяне, те же персы, но никак не представители национальности, объявленной неполные сто лет назад на этой территории титульной.

И, наконец, последнее для моллы Аллахшукюра: вот, допустим, армяне действительно оскверняли бы мечети. Им приходилось бы осквернять персидские, за неимением других. И если такое происходило, то каково же было бы отношение к армянам в Иране? Вопрос риторический, думается.

А между тем, армянская община Ирана уважаема и пользуется привилегиями. В Иране свободно функционируют армянские церкви, их никто не закрывает, не оскверняет и не взрывает. Армяне, наряду с персами и другими народами, ощущают себя иранцами, гражданами одной многонациональной страны. Да и то сказать, два умудренных древностью народа умеют жить друг с другом, опыт тысячелетий не проходит даром.

Это когда тебе 99 лет, а ты зачем-то хочешь казаться старше, ты начинаешь приписывать себе все, что создали соседи – и великого поэта персидского называешь своим, и церкви армянские, оказывается, тоже твои, хотя – где ты, где христианство…

Да ладно, аллах с ним, с Аллахшукюром. Ему бы за свою недвижимость внезапно обнаруженную отчитаться. А то всполошился раб аллаха, места себе не находит. Неуютно ему, болезному.