Вместо гула гидов — призывы к намазу. Ровно год назад Святую Софию лишили статуса музея, сделав мечетью. Споры вокруг исторического решения Анкары не утихают до сих пор. Корреспондент РИА Новости собственными глазами увидел, как изменился памятник истории.
И без того шумный 15-миллионный Стамбул по пятницам становится еще громче. Над городом звучат голоса муэдзинов. Десятки лет первый призыв на молитву доносился с минаретов Голубой мечети, и остальные сотни молелен его подхватывали. Теперь же все служители ориентируются на большое красное здание напротив — Айя-Софию.
Решением президента Турции Реджепа Эрдогана ей вернули статус мечети. До этого 86 лет здесь был музей. Громкое событие случилось в разгар пандемии, при закрытых границах. А когда туристы смогли наконец попасть в Стамбул, вместо вывески “Вход в музей — 100 лир” (примерно 15 долларов) увидели табличку: “Великая мечеть, вход свободный”.
Когда-то у дверей памятника толпились нелегальные экскурсоводы, зазывающие клиентов ломаными фразами на разных языках. Теперь же на их месте люди с бейджами и в жилетах. “Пожалуйста, снимите обувь. Вон ящички, куда можно ее положить”, — вежливо, но настойчиво произносят сотрудники. Женщин просят покрыть голову и, если они в шортах или брюках, повязать на пояс длинный платок.
Внутри здания стало не так шумно — все-таки сейчас это место для молитвы. Но посетители, преимущественно туристы, заняты телефонами — как же не сфотографировать такую красоту.
Многие боялись, что превращенный в мечеть музей утратит былое величие. Ведь остро встал вопрос о мозаиках. Ислам запрещает в храмах изображения людей, поэтому появились слухи, что орнаменты хотят сбить. Турецкие власти, в свою очередь, заверяли, что не тронут шедевры византийских мастеров. Величественные полотна будут затемнять только на время намазов.
Но все вышло иначе: иконы попросту завесили белой тканью. Конечно, их можно разглядеть, но эффект от мозаики совсем не тот.
Недоступны и другие панно. Туристам просто так не попасть на второй этаж, где сохранились мозаики IX-XI веков. Там же, кстати говоря, на одной из колонн когда-то можно было разглядеть скандинавские руны, оставленные членами личной гвардии греческого императора.
Первый же этаж поделили на зоны — основную, мужскую и женскую. Так, согласно правилам, должно быть во всех мечетях. Немусульмане не могут пройти в женский сектор, хотя и порываются — там излюбленная туристами “колонна желаний”. Ее, к слову, огородили, чтобы никто не поддавался “противным исламской религии суевериям”.
Продолжение здесь.