В минувший пасхальный уикэнд Католическая церковь в Канаде официально передала право собственности на небольшой «Миссионерский остров» (Mission Island) недалеко от Ванкувера местной общине коренных американцев (Native Americans).
Об этом сообщает La Croix International.
Этот шаг предпринят в качестве извинений за злоупотребления, которые имели место в местных церковных школах-интернатах десятилетия назад.
Епископ диоцеза Виктории Гэри Гордон (Gary Gordon) в интервью для Canadian Broadcasting Corporation рассказал, что обнаружил, что церковь владеет правом собственности на остров всего четыре месяца тому назад. Сразу после этого иерарх предпринял все усилия для того, чтобы вернуть эти земли общине коренных народов Западного побережья — West Coast First Nation.
В пасхальные праздники епископ Гордон лично отправился на катере в изолированное сообщество Кьюкот, расположенное на западном побережье острова Ванкувер, чтобы завершить передачу документов на остров площадью 1,2 гектара.
«Это своего рода День независимости для живущих здесь людей», — отметил он.
В 2017 году премьер-министр Канады Джастин Трюдо (Justin Trudeau) посетил Ватикан, где попросил папу Франциска принести извинения за физическое, эмоциональное и сексуальное насилие, которому на протяжении десятилетий подвергались ученики школ-интернатов, находящихся в ведении религиозных организаций.
За этот период церковные школы должны были посещать более 150 тысяч детей — представителей коренных народностей, инуитов и метисов. Как утверждается, тысячи из них испытали на себе насилие со стороны католического духовенства и церковных служителей.
Однако в марте 2018 года глава Канадской конференции католических епископов епископ Лионель Жендрон (Lionel Gendron) заявил, что папа Франциск не может принести личные извинения.
По словам епископа Гэри Гордона, папа Франциск обсуждал этот вопрос с высокопоставленными иерархами в течение последних двух лет. Римский понтифик попросил помочь ему в деле примирения.
«Он хочет, чтобы местные епископы, включая меня, предприняли реальные шаги в рамках процесса примирения, — сказал он, добавив, что в течение последних 40 лет занимается именно этим. — Я просто продолжаю делать свою небольшую часть работы на этом пути восстановления справедливости».
«Сироты Дюплесси» — термин, который распространился в 1990-х годах, после того как достоянием общественности стали факты, свидетельствующие о том, что в 1940—1950-е годы в Канаде имело место массовое насилие над детьми, содержавшимися в католических школах, приютах и больницах.
Морис Дюплесси (1890—1959), сторонник националистических взглядов, ратовавший за автономию Квебека, в 1944 году был повторно избран на пост премьер-министра провинции. Он был открытым националистом и ярым католиком, известным своими авторитарными методами.
На посту премьера Квебека Дюплесси уделил большое внимание «заботе» о сиротах и тех детях, которые родились и воспитывались в «неподобающих» семьях — прежде всего, рожденных вне брака. Политик пользовался всесторонней поддержкой Католической церкви, и поэтому он наделил церковь всеми полномочиями для решения этого вопроса. В ведение церкви передали школы, больницы и приюты.
Жертвами новой политики стали дети, лишившиеся родителей, дети из семей с низким доходом, а также дети, родившиеся вне брака. В последнем случае, например, младенцы сразу после рождения попадали под опеку церкви, и относились к ним как к «плоду греха». Их могли забирать из семей по настоянию местных священников, во многих случаях это происходило в принудительном порядке.
Для того, чтобы получить дополнительное финансирование для своей программы, Дюплесси вскоре подписывает указ, по которому детские приюты переквалифицируются в психиатрические лечебницы. Из детей, содержавшихся в приютах, жертвы церковно-государственного эксперимента превратились в пациентов психиатрических больниц.
В «перевоспитательных лагерях» Дюплесси практиковались избиения, пытки, принуждение к тяжелому физическому труду. Над детьми проводили чудовищные опыты — например, им делали лоботомию, на них испытывали психотропные препараты, подвергали «лечению» электрическим током. В качестве успокоительного монахини часто вводили пациентам хлорпромазин, нейролептик, сильное успокоительное с серьезными побочными эффектами, запрещенное к употреблению во многих странах.
Часто дети подвергались сексуальному насилию со стороны религиозных деятелей и администрации больниц.
По свидетельствам выживших, иногда сирот — пациентов этих клиник передавали на усыновление американцам. Передавали не безвозмездно, то есть фактически продавали: цена колебалась от 40 до 25 тысяч долларов.
Тела умерших детей продавали медицинским кафедрам университетов. В 1999 году рядом с одной из бывших лечебниц была обнаружена братская могила, в которой покоились останки более двух тысяч человек.
Исследователи предполагают, что Католическая церковь Канады участвовала в коррупционной схеме: для увеличения доходов здоровых детей помещали в психиатрические лечебницы с ложными диагнозами. Медицинские карты для «пациентов» часто заполняли не квалифицированные врачи-психиатры, а простые монахини, работавшие в этих приютах-лечебницах.
По позднейшим оценкам, содержащимся в опубликованном в 1999 году докладе двух канадских исследователей Лео-Пола Лазона и Мартина Порье, в результате Католическая церковь получила порядка 70 млн. долларов прибыли.
Те из пациентов «приютов», кто достигал совершеннолетия, оказывались совершенно неготовыми ко взрослой жизни в обществе: у них не было образования, их психика была глубоко травмирована, им было практически невозможно устроиться на работу из-за графы о душевном заболевании в медицинской карте.
После смерти Дюплесси в 1959 году дело не получает огласки: власти распускают приюты и лечебницы, уничтожая при этом улики. Лишь в 1989 году появляются первые публикации, интервью с жертвами, и в 1990-е годы под давлением общественности ситуация изменилась. Правительство Квебека согласилось выплатить небольшую компенсацию «сиротам Дюплесси», однако по фактам насилия над детьми не было возбуждено ни одного уголовного дела.
Представители Католической церкви публично заявили, что не несут никакой ответственности за произошедшее, и отказались принести извинения пострадавшим.
По различным оценкам, жертвами церковно-государственной программы стали от 5 до 300 тысяч детей и подростков. К 1990-м годам в живых остались около 3 тысяч «сирот Дюплесси».
Объединившись в комитет по защите своих прав, они добиваются признания этих деяний властей и Церкви геноцидом.