Очередная тема всколыхнула распаленную не на шутку, разбитую на два непримиримых лагеря “революционеров” и “контры”, общественность соцсетей. Теперь шум поднялся из-за слов председателя Госкомитета по градостроительству Аветика Элояна о том, что нужно строить парки и университеты, а не церкви.
Аветик Элоян назначен председателем Госкомитета по градостроительству вместо Нарека Саркисяна, который у ереванцев ассоциируется с почти полным уничтожением исторического образа армянской столицы. Впрочем, разговор сейчас не про Саркисяна, а о словах Элояна, из-за которых разгорелись очередные баталии в соцсетях.
Вот в Facebook крутится ролик: Элоян в микрофон говорит о том, что сегодня не время строить палаты, особняки и церкви, а нужно строить парки, сады и университеты. Многие уважаемые (в самом прямом смысле, без всякой иронии) люди ополчились на Элояна за то, что он якобы отрицает важность церквей. А значит, говорят уважаемые люди, Элоян – “враг” всего армянского, ведь христианская вера — один из столпов нации.
Вообще-то любые слова любого человека, а тем более публичного, коим Элоян стал недавно, можно наделить любым же смыслом, вплоть до абсурдного, было бы желание. Критика новых назначенцев стала чем-то вроде моды – хотя, признаться, в большинстве случаев она ими заслужена.
В большинстве случаев, но не в этом, осмелюсь выразить такое мнение. Уверен, что Элоян вовсе не собирался выступать за запрет строительства церквей под страхом смертной казни, как это ему пытаются сейчас приписать. Если непредвзято оценить смысл его слов, то получается вполне логичное и рациональное предложение.
Уж в чем угодно, но только не в церквях испытывает недостаток Армения. Церкви разные, построенные в IV веке, в средние века и совсем недавно. Из тех, что считаются памятниками истории и архитектуры, и “новодел” — сколько нуворишей построили в Ереване новенькие церкви, непонятно почему – грехи замаливали, что ли?
Ну, построили – и построили, хотя на эти деньги можно было бы давно расселить по квартирам “зону бедствия”, которой, стыдно сказать, уже тридцать лет. А еще обеспечить жильем, скажем, воспитанников детских домов – извините, но такие дела мне кажутся более богоугодными, чем вбухивание сумасшедших денег в постройку огромного собора. За то, что подарил жилье нуждающимся, в ад точно не попадешь.
А можно еще снести красивое здание на углу Абовяна и Саят-Новы, чтобы построить апартаменты для католикоса, будто в Эчмиадзине неуютно – незабвенный Вазген I почему-то обходился эчмиадзинскими покоями, но стал легендой и вошел в историю. Можно на том же пятачке соорудить новый собор, рядом с которым старая, но такая трогательная церковь стоит сиротливо, будто ждет своего конца.
Да, в 1930-ых годах на этом месте снесли церковь, чтобы построить дома и институт языка, но одно варварство не оправдывает другого.
Быть может, с точки зрения священнослужителей, я и совершаю что-то нехорошее, но замечу, что в новой церкви не бывал и не собираюсь, захожу только в старую.
А вообще, наверное, весь это спор вокруг слов Элояна не стоит выеденного яйца. Уверен, что он имел в виду совсем другое – что пришло время строить, кроме церквей, другие нужные городу объекты. И “университеты” тоже не нужно понимать буквально – сначала неплохо бы разобраться с имеющимися, чтобы обходились без недоборов и давали полноценное образование.
И кому из нас будет хуже, если приоритет в строительстве будет отдаваться не церквям и роскошным олигархическим дворцам на Монументе, а еще одному ТУМО? Если после десятилетий уничтожения зеленой зоны Еревана будут разбиты три-четыре новых парка? Глядишь, в самое жаркое время года температура станет не +42-43, как этим летом, а 37-38? Разница есть, все-таки.
Церквей в Ереване немало. А даже если бы была, допустим, всего одна, истинно верующему человеку не составит труда до нее добраться – кто сказал, что храм должен быть в шаговой доступности, будто супермаркет? А вот уничтоженные парки необходимо восстанавливать, иначе скоро в церкви ходить некому станет, с глобальным-то потеплением.
И разрази меня карающая десница господня, но не вижу никакого посягательства на христианские ценности народа в призыве отдать предпочтение строительству школ и парков рядом с ними. Вот когда невнятная толпа оскорбляла католикоса, пытаясь повлиять на церковные власти – да, это было прямое посягательство.
А так – вряд ли кто в Армении посмеет запретить возведение храма, вряд ли у кого даже в мыслях промелькнет подобное. Поэтому не надо приписывать чиновникам то, чего они не говорили. Вот если скажут…