В начале мая на улицах Риги появилось немало бородатых мужчин в черных костюмах и характерных шляпах. В столицу Латвии съехались лидеры иудейских общин из разных стран Старого Света. Здесь проходила конференция Совета раввинов Европы, в ходе которой религиозные деятели обменялись опытом и обсудили актуальные проблемы.
Мероприятие получило отклик на самом высоком уровне. Гостей Риги принял президент Латвии Раймондс Вейонис. Глава государства заявил, что между двумя народами существует прочная связь. Он также напомнил, что первым главным раввином Израиля был выходец из Латвии. Вероятно, Вейонис имел в виду Авраама Кука, родившегося в Даугавпилсе в 1865 году. Кроме того, раввины провели встречу с министром иностранных дел Эдгаром Ринкевичем, который пообещал продолжать работу по обеспечению реституции имущества евреев, которое они потеряли после 1940 года, а также противодействовать националистическим организациям.
Надо сказать, что направлявшиеся в синагогу в старой части города люди в черном не вызвали у горожан глубоких эмоций. Возможно, насчет отношения местных жителей к представителям иудаизма кое у кого могли закрасться определенные опасения. 16 марта с.г., как и всегда в это время, в центре Риги прошел не разрешенный властями День легионера, то есть «ветеранов» латышских подразделений, в годы нацистской оккупации Латвии сотрудничавших с гитлеровцами. Во время марша националистов один из наблюдавших за шествием экс-эсэсовцев и их идеологических наследников показал плакат с надписью «Они убивали евреев». Кроме того, еще свежи в памяти нападения на людей в иудейском головном уборе – кипе в Берлине, по поводу чего с осуждением выступила канцлер Ангела Меркель.
Именно поэтому первым, к кому «НГР» обратились с расспросами, был представитель Германии – раввин Франкфурта Авихай Апель. По его мнению, нельзя говорить о значимом росте нетерпимости к иудеям в этой стране. Раввин объяснил резонанс, который вызвали недавние инциденты в Берлине тем, что ранее антисемитизм в этой стране, которая несет бремя вины за Холокост, проявлялся только на уровне мнений. Теперь же произошли акты физического насилия. Он напомнил, что вскоре после происшествия в Берлине состоялась манифестация против антисемитизма, и тысячи людей в знак солидарности с жертвами нападений надели кипу. «Безопасность в Германии осуществляется на таком уровне, что нельзя говорить о какой-то опасности для общин, – сказал Апель. – Однако нападениям могут подвергаться одинокие прохожие».
«Различие между неонацистами и радикальными мусульманами состоит в том, что праворадикалы знают закон и стараются не переступать красную черту. Исламисты не знают закона, у них все идет от эмоций, и поэтому они намного опаснее» – так раввин ответил на вопрос «НГР» о том, какая из этих двух экстремистских групп европейского общества представляет большую угрозу для граждан иудейского исповедания. Он также решительно отверг возможное совпадение интересов еврейской общины и ультраправой партии «Альтернатива для Германии»: «Это очень опасная партия для евреев, большая часть из 100 их депутатов в Бундестаге известны нам как неонацисты по своим убеждениям».
У антисемитских проявлений множественная природа. Так, иногда трудно определить, с какого рода нетерпимостью сталкиваются евреи: национальная ненависть, религиозная диффамация или враждебность к Израилю, которая порой автоматически переносится на сограждан еврейского происхождения.
Из пояснений президента Совета раввинов Европы Пинхаса Гольдшмидта можно понять, что не следует разграничивать эти мотивы. Как сообщил «НГР» раввин, ссылаясь на данные Евросоюза, там проживают 1 млн 600 тыс. евреев. Вопрос о том, насколько определяющей может считаться доля религиозных людей из этого числа, не так прост. «Есть большая разница между Западной и Восточной Европой. В Западной Европе – это зарегистрированные члены конгрегации, таких 60–70%. На востоке Старого Света, наверное, 20–30%. Ультраортодоксов, конечно, меньше», – сказал раввин. Он добавил, что кроме общих проблем существуют особые темы, актуальные либо для светских, либо для религиозных людей. Однако европейские раввины, собравшись на конференцию, обсуждали весь их спектр.
Среди наиболее горячих тем, дискутировавшихся в Риге, участники мероприятия называют закон, принятый в феврале с.г. в Польше, который запрещает по отношению к нацистским лагерям смерти употреблять определение «польский» только лишь на том основании, что многие из них были устроены гитлеровцами на территории этой оккупированной страны. Конференция вынесла резолюцию с предложением обратиться к правительству Польши с просьбой отредактировать закон, поскольку он в числе прочего подразумевает уголовное преследование за упоминание фактов об участии поляков в Холокосте.
Кроме того, представители иудеев Великобритании пожаловались на то, что государство требует от религиозных школ соблюдения стандартов, предполагающих воспитание в учениках толерантности по отношению к нетрадиционной сексуальности. Раввины восприняли эти сообщения чрезвычайно болезненно, поскольку религиозное учение, наоборот, категорически осуждает сексуальную связь между мужчинами.
Уже не впервые раввинская конференция выступает с осуждением правовых норм, которые предполагается принять в разных странах Европы, запрещающих обрезание несовершеннолетних мальчиков. Подобный закон внесен в парламент Исландии. Однако в кулуарах конференции журналистам сообщили, что исландцы под давлением мусульманской и иудейской общин готовы пересмотреть норму, которую верующие расценили как ущемление своих прав. Подобная проблема существует и с ритуальным забоем скота для иудеев и мусульман.
«НГР» поинтересовались у Пинхаса Гольдшмидта, можно ли считать подобные инициативы нарушением прав меньшинств и тем более обозначать как антисемитизм. Европейские законодатели объясняют их необходимостью избавить детей от принудительного и не требующегося по состоянию здоровья хирургического вмешательства, а животных – от жестокого обращения. Возможно, это следствие гуманизации европейского общества, а не натиск секулярного либерализма, как утверждают религиозные деятели?
«После Холокоста антисемитизм стал неполиткорректным, – ответил на это президент Совета раввинов Европы. – Поэтому существует латентный антисемитизм, который принимает особые формы. Такие скрытые антисемиты говорят: чтобы жить с нами, вы должны стать чуть меньше евреями. Поэтому мы рассматриваем все попытки законодательно ограничить религиозную жизнь как покушение на права евреев. Да, возможны разные причины, по которым европейские политики стремятся ввести новые законодательные нормы. Но замечу, что, когда обсуждался вопрос о запрете обрезания в Германии, попутно поднялась волна диффамации: дескать, смотрите, какие дикие обычаи у евреев, что они вытворяют со своими детьми!»
Впрочем, вполне в русле ювенальной политики Евросоюза происходило обсуждение на конференции проблемы домашнего насилия. Совет раввинов Европы считает необходимым возложить на лидеров общин обязанность быть в тесной связи с органами опеки и попечительства.
Среди участников конференции, всецело довольных политикой своих стран, по наблюдению «НГР», оказались духовные лидеры иудеев Франции и Украины.
Главный раввин Франции Хаим Корсиа заявил нашему изданию, что модель светскости, действующая в этом государстве – лучшая в мире. «В рамках этой системы каждый может жить так, как считает нужным, и быть собой, – сказал Корсиа. – Я уверен, что для еврейской общины такая система представляет собой наилучший вариант. Скажем, в Великобритании ситуация отличается. Я бы не мог стать королем Великобритании. Конечно, я вовсе не хочу стать королем, но суть в том, что я в принципе не имею такой возможности. Монархи Англии должны быть англиканами. Но я могу стать президентом Франции. Опять же, это не моя цель, а всего лишь пример возможностей гражданина республики. Это значит, что у нас нет различий между гражданами в зависимости от их вероисповедания». Религиозный деятель также заявил, что скандально известный сатирический журнал Сharlie Hebdo вполне имеет право на существование.
Главный раввин Украины Яков Дов Блайх тоже уверен, что его страна – лучшая в Европе. «Мы не политическая организация, мы считаем, что Украина – это Европа, и все! Мы не смотрим на политику! Факт в том, что географически Украина находится в Европе, и мы участвуем в еврейской жизни Европы», – заверил он «НГР». На вопрос о том, что изменилось в жизни еврейской общины страны после 2014 года, Блайх ответил так: «Евреи стали гордиться тем, что они украинцы».