Пограничное состояние Давид-Гареджи

  • 01/08/2019
  • Владимир Унанянц

ekhokavkaza.com

Очередной всплеск напряженности вокруг монастырского комплекса Давид-Гареджи. Азербайджанские пограничники полностью перекрыли доступ к части монастыря. Причем не только для туристов и паломников, но и для служителей, живущих на территории комплекса.

Рабочая общественная группа по вопросу Давид-Гареджи сегодня официально обратилась к правительству Грузии с требованием ознакомить их с базовыми положениями текущих переговоров вокруг монастырского комплекса. Как заявил лидер антиоккупационного движения «Сила в единстве» Давид Кацарава, он и его единомышленники требуют публичной встречи в расширенном составе с комиссией по делимитации государственной границы с Азербайджаном.

Погранслужба соседней страны без объяснения причин, во всяком случае публичного, перекрыла доступ к трем монастырям, входящим в культурно-исторический комплекс, – Чичхитури, Удабно и Воскресения. Согласно заявлению, после 25 апреля статус-кво монастырского комплекса Давид-Гареджи нарушен, в результате чего со стороны Грузии нет доступа к этим трем объектам культурного наследия страны. По мнению Давида Кацарава, позиции Тбилиси по этому вопросу ухудшились из-за бездействия правительства:

«Наше правительство предпочло пораженческую позицию на этих переговорах, несмотря на то, что, согласно имеющимся документам по вопросам делимитации-демаркации, наша аргументация очень сильная. Почему наше правительство не использует эти сильные позиции, об этом мы хотим поговорить».

Как отмечают авторы обращения, грузинское руководство своим безответственным отношением к вопросу дало Азербайджану возможность фиксировать в открытых заявлениях, что вышеупомянутые территории находятся под его суверенитетом. И параллельно обустраивать на спорной территории инфраструктуру, в то время как работа комиссии все еще не завершена. Активисты настаивают: позиция Грузии должна быть основана на записи, якобы зафиксированной в первом протоколе комиссии по делимитации от 1996 года, где базовой картой для установления государственной границы между Грузией и Азербайджаном принята карта 1938 года, что, как утверждают авторы петиции, подтверждено официальной подписью Баку и государственной печатью.

Впрочем, по мнению политического аналитика Кавказского института стратегических исследований Гелы Васадзе, подобная постановка вопроса лишь усугубит ситуацию:

«На самом-то деле Давид-Гареджи – это проблема, которая не решается между государствами. Это проблема, которая решается, прежде всего, внутри нашего общества. Должны быть достигнуты понимание и консенсус. А у нас консенсус сегодня такой: мы хотим, чтобы это было наше. Не получится. Не получится. Когда я это говорю, на меня все обижаются, но 21 декабря 1991 года граница проходила там, где она проходила».

Между тем в вопрос вновь вмешалась церковь. Как заявил архимандрит Кирион, в Давид-Гареджи крайне напряженная ситуация, азербайджанские пограничники перекрыли весь периметр, не пускают паломников, туристов и духовных лиц. По словам священнослужителя, нет доступа туда и у грузинских пограничников:

«Количество наших пограничников тоже увеличено, но они стоят у подножия хребта, они не могут подняться наверх, в монастырь Удабно, так как на всей территории стоят азербайджанские пограничники. Я говорю, что это типичная классическая оккупация территории. Ведутся переговоры, и у Азербайджана не было права изменять де-факто ситуацию, это нарушение международного законодательства. Сегодня мы требуем, чтобы был восстановлен статус-кво, как это было до 2019 года, когда происходил беспрепятственный доступ туристов, паломников и духовных лиц».

Грузинский МИД в сегодняшней ситуации винит не в меру ретивых сограждан. По словам замминистра иностранных дел Лаши Дарсалия, произошедшее 14 июля противостояние между местными жителями и азербайджанскими пограничниками на участке Давид-Гареджи на грузино-азербайджанской границе удалось разрядить в результате «совместных и безотлагательных действий пограничных служб обеих стран». А увеличение числа пограничников – следствие того инцидента:

«После указанного инцидента азербайджанская сторона увеличила количество пограничников на данном участке и развернула временную инфраструктуру, необходимую для оказания материально-технической поддержки на подконтрольной им территории. Число грузинских пограничников также увеличено на данном участке. Что касается временных ограничений на передвижение туристов и прихожан, они введены по соображениям безопасности и во избежание дальнейших инцидентов. На данном этапе между пограничными ведомствами ведутся активные переговоры, чтобы полностью разрядить инцидент и вернуть обстановку в нормальное русло».

По словам Дарсалия, в вопросах делимитации границы между двумя странами правительства Грузии и Азербайджана активно сотрудничают и все профильные ведомства участвуют в работе соответствующих комиссий двух стран. По его словам, 23-24 мая на заседании Государственной комиссии по делимитации и демаркации границы в Баку было определено, что эксперты комиссии будут проводить определенные работы на месте. При этом Дарсалия уточнил, что первые встречи экспертов запланированы на 19-23 августа.

Свое слово сказала и президент Грузии. Сама Саломе Зурабишвили от общения с прессой по обыкновению воздержалась, но пресс-секретарь Хатиа Моисцрапишвили донесла до общественности мысль главы государства:

«Президент Грузии считает, что комиссия обязательно должна получить возможность работы. Конечно, ни у кого нет иллюзии, что это произойдет сегодня и завтра, но у комиссии должна быть возможность работать в мирной и эффективной обстановке».

Мнение президента тем более интересно, что проблемы вокруг Давид-Гареджи вновь стали актуальными сразу после посещения Зурабишвили в апреле этого года монастырского комплекса. На следующий же день азербайджанские пограничники заблокировали доступ к монастырю Удабно. 26 апреля после пятидневного ограничения запрет был снят, но за это время активисты и местные жители успели провести масштабную акцию протеста на месте, открыто заявив права Грузии на спорный участок и открыв, таким образом, по мнению наблюдателей, ящик Пандоры.