Древние германские народы можно условно поделить на три культурных объединения: северные германцы, которые жили на территории Скандинавии; западные, распространившиеся по западной Германии от Эльбы и Одры; и восточные, закрепившиеся на территории между Вислой и Одером в 600−300 годах до н. э., перенявшие часть культуры северных собратьев, но не сформировавшие столь же прочной мифологии. Религиозные воззрения восточных германцев описывают, прежде всего, римские и раннехристианские исследователи.
Тотемизм — архаическая форма верований. Многие древние племена германцев слагали мифы о происхождении своего рода от священных животных. Так, на востоке это были херуски (от «heruz» — молодой олень) или эбуроны (от «eber» — вепрь). Есть даже предание о происхождении рода Меровингов от водяного чудовища. Древние германцы верили, что люди произошли от деревьев: мужчины — от ясеня, а женщины — от ольхи.
Волк и ворон ассоциировались с Одином (Воданом у восточных германцев); вепрь с золотой щетиной посвящён богу солнца Фро, который, подобно Гелиосу, разъезжая на колеснице, запряжённой вепрем, дарил людям свет. Сестре Фро Фрейе (Фрове) — богине, дарящей радость, — посвящали кошек, которых она, подобно брату, запрягала в колесницу.
Тацит описывал в своих трудах многочисленные обряды лечебной и предохранительной магии восточных германцев. Например, они верили в целебные свойства деревьев и трав. Огонь, по версии германцев, был священным, обладал одновременно целительными и душевно-очистительными свойствами. Были и изощрённые методы лечения — например, протаскивание через дыру в земле.
Благоговейный страх испытывали перед колдунами и ведьмами. Сами боги в представлении восточных германцев были могущественными чародеями.
Гаданиями, которые получили широкое распространение, чаще занимались женщины. Высоким авторитетом пользовались прорицательницы. Они предсказывали будущее по полёту птиц, по поведению коней (преимущественно белых, выращенных в священных рощах). Популярным было гадание на исход битвы по внутренностям погибших воинов.
У восточных германцев был развит матриархат, женщин почитали, их советами не пренебрегали. Дар прорицания считался неотъемлемой частью каждой женщины. Ведуньи отправлялись на поле боя, где не только призывали удачу, но и учили детей, как воспринимать войну.
«Как рассказывают, неоднократно бывало, что их уже дрогнувшему и пришедшему в смятение войску не давали рассеяться женщины, неотступно молившие, ударяя себя в обнаженную грудь, не обрекать их на плен, мысль о котором, сколь бы его ни страшились для себя воины, для германцев еще нестерпимее, когда дело идет об их женах», — писала Тацит.
Многие жрецы древних германцев носили женские одеяния. В некоторых племенах они обладали столь сильным авторитетом, что не несли ответственности за свои поступки. В то же время вождей могли сместить за неудачный военный поход, за неурожай или даже за неблагополучие в быту, например, когда иссякал источник воды.
Война как основа социальной и политической жизни сформировала отдельный пласт культуры с характерным типом поведения. Оружие брали на любой праздник или застолье. Воин, потерявший щит, не допускался к общим собраниям, переставал считаться мужчиной и обрекался на вечный позор. После потери щита, пишет Тацит, воин обычно оканчивал жизнь самоубийством.
Известны ритуальные практики накануне сражения, например, «бардит». Перед столкновением два войска кричали друг на друга, по звучанию стараясь определить исход битвы. В этой «песне войны» было важным не просто перекричать противника, но как можно более синхронно создавать резкие нарастания и затихания гула. Для этого обряда даже приближали ко ртам щиты, чтобы голоса, отражаясь от них, звучали мощнее.
Племенные культы состояли из жертвоприношений и предсказаний воли богов. В жертву приносили не только животных, но и людей, ведь одержавшее победу племя обрекалось на поголовное истребление. Всё живое, что относилось к племени противника, приносилось в жертву, не жалели ни стариков, ни детей, ни даже домашних питомцев.
Жертвоприношения также устраивали в торфяниках, в которых топили пленников и целые комплексы специально изготовленных оружия, доспехов и прочих вещей. В Дании было найдено массовое захоронение, датируемое 1-м в. до н. э., где было не меньше 200 человек.
Специальных храмов восточные германцы не строили, они считали, что «величие небожителей не позволяет заключать их внутри стен», поэтому местом для большинства обрядов были священные рощи. Такая роща непременно была у каждого племени. Там хранили святыни, изображения на камнях и прочие оккультные принадлежности.
Источники