Суданский хирург, читающий пациентам Библию и Коран при операциях, получил премию ООН

  • 10/10/2018
  • Сергей Игнатов

sedmitza.ru

Сам он католик, но напоминает ассистентам, что «мы все одна семья, а наше призвание спасать жизнь»

ДЖУБА.   Суданский хирург-католик, читающий пациентам Библию и Коран при операциях и напоминающий помощникам, что «все мы одна семья, а наше призвание спасать жизнь», получил премию ООН, сообщает religionnews.

Доктор Эван (Evan Atar Adaha) служит в больнице Мабан города Бунж в провинции Верхний Нил нового государства Южный Судан. Он убедился на долгом опыте, что вера помогает при операциях многим из его пациентов, а потому перед анестезией лично читает им строки Библии или Корана, затем произносит краткую молитву, и лишь после этого берет в руку скальпель.

«Моя глубокая вера очень помогает мне в работе, – говорит хирург, которого коллеги и пациенты зовут просто «доктор Атар». – Меня вдохновляет убеждение, что все мы создания Божьи, и потому в работе я постоянно напоминаю своим сотрудникам, что мы все одна семья, а наше призвание спасать жизнь». Атар уже более двух десятков лет служит единственным хирургом в больнице Мабан, и за это время спас множество жертв гражданской войны и бедствий в новообразованных государствах Судан и Южный Судан. Доктор привык к тяготам своей службы и не пренебрегает никакой работой. То он сам передвигает тяжелый операционный стол, то играет с новорожденным, а то и ремонтирует светильник. Лишь по воскресеньям доктор позволяет себе краткий отдых, если нет неотложных случаев, и ходит в церковь.

За свои огромные заслуги в помощи беженцам, доктор в этом году стал лауреатом правозащитной премии Нансена, присуждаемой Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Премия Нансена присуждается за заслуги в области защиты прав беженцев. Она названа в честь норвежского полярного исследователя, видного деятеля в области защиты прав беженцев, Верховного комиссара Лиги Наций по беженцам и лауреата Нобелевской премии мира Фритьофа Нансена. Впервые Премия Нансена (первоначально это была медаль) вручена в 1955 году, а с 1979 года лауреатам также стали вручать денежную премию. По информации на сайте организации, премия на сегодня составляет 150 тысяч долларов и по традиции и условиям награды вкладывается в проект помощи беженцам, разрабатываемый лауреатом совместно с Комиссариатом ООН.

Доктор Атар получил награду 1 октября в Женеве (Швейцария). «Служение доктора Атара на благо беженцев во время гражданской войны и тяжких бедствий является блистательным примером глубочайшего гуманизма и самоотверженности, – отметил Филиппо Гранди (Filippo Grandi), Верховный комиссар ООН по делам беженцев. – Благодаря его тяжелому и неустанному труду были спасены тысячи людских жизней, и все эти несчастные мужчины, женщины и дети получили шанс на новую жизнь и счастливое будущее».

«Я потрясен этой великой наградой за мой скромный труд, – признается доктор. – Прекрасно, что к ней прилагается некоторая денежная сумма: мы обязательно используем эти средства на первоочередные нужды наших больниц». Доктор Атар успевает работать еще и во второй больнице на 120 мест, в 600 км к юго-востоку от Джубы, столицы Южного Судана. По далеко не полным подсчетам, в этих двух больницах доктор спас за эти годы не менее 200 тысяч жизней, причем в числе пациентов было не менее 140 тысяч беженцев из провинции Голубой Нил в Судане, где все еще бушует гражданская война.

Будучи уроженцем города Торит в нынешнем Южном Судане, Атар Адаха окончил медицинский университет в Хартуме, а затем долгое время работал хирургом и набирался опыта в Египте. В 1997 году он приехал спасать соотечественников в город Курмук провинции Голубой Нил в самый разгар гражданской войны в Судане. Ему приходилось работать под обстрелами и бомбежками в зонах ожесточенных боев между правительственными силами и повстанцами. В своем полевом госпитале он спас множество жизней как военным с обеих конфликтующих сторон, так и гражданским жертвам конфликта. Когда бомбежки суданских военно-воздушных сил накрыли его госпиталь в 2011 году, он вынужденно влился вместе со своими сотрудниками в поток беженцев, наскоро организовал медпункт в Мабане, где и продолжил свой подвижнический труд.

«Нам пришлось начинать здесь работу на пустом месте, – вспоминает доктор Атар. – Однажды мне даже пришлось снять дверь с петель, положить на стулья и использовать как операционный стол. Но и по сей день нам приходится прикладывать немало усилий для расширения больницы и улучшения качества медицинских услуг». Медпункт очень скоро разросся в полноценную больницу благодаря финансированию от Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и «Добрых самаритян» – международной благотворительной организации христиан-евангелистов под управлением известного проповедника Франклина Грэма (Franklin Graham).

В целом же медицинское обслуживание в новом государстве Южный Судан все еще далеко не достаточно. В стране ощущается постоянная нехватка медицинских препаратов, оборудования и квалифицированного медицинского персонала. Все еще нередки случаи, когда группы вооруженных бандитов громят больницы и медпункты, похищают врачей и медсестер, держат их в заложниках и даже убивают. На момент провозглашения независимости Южного Судана в 2011 году, в этой новорожденной стране было всего 120 врачей и 100 медсестер на 12 миллионов человек населения, по данным Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Сегодня в больнице Мабара доктору Атару помогает коллектив из 53 сотрудников, и в том числе еще три квалифицированных врача – двое из Кении и один из Уганды. Супруга доктора Атара и трое его детей живут в Найроби, столице соседней Кении. Ему удается приезжать к ним не чаще нескольких раз за год.

Все остальное время своей жизни доктор Атар по-прежнему отдает самоотверженной, лихорадочной работе. Больница, по его словам, продолжает остро нуждаться в новейшем медицинском оборудовании, приборах и обучении для младшего медперсонала, и ей давно уже не хватает помещений для пациентов. В родильном отделении, к примеру, на сегодня всего 30 коек, а нужно, по словам Атара, вдвое больше. Временами, при наплыве рожениц, случается, что их некуда класть, и часть женщин приходится укладывать прямо на пол. «В нашей работе нет конца самым разным трудностям и сложным задачам» – философски замечает доктор Атар.