Томос взят. Православная церковь Украины получила независимость

  • 06/01/2019
  • Святослав Хоменко, Михаил Денисов

bbc.com

В соборе Святого Георгия в Стамбуле Вселенский патриарх Варфоломей вручил предстоятелю Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополиту Епифанию томос об автокефалии (грамоту о независимости), тем самым формально завершив процесс создания новой церкви – пятнадцатой в семействе признанных поместных православных церквей в мире.

Уже 7 января митрополит Епифаний отслужит в киевском соборе Святой Софии рождественскую литургию – первую в качестве полноправного главы поместной церкви, признанной Вселенским престолом.

Православная церковь Украины (ПЦУ) была создана на Объединительном соборе 15 декабря 2018 года. В соборе участвовали все иерархи непризнанных Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви, а также два епископа Украинской православной церкви Московского патриархата.

Тогда же ее предстоятелем избрали митрополита Епифания, который был епископом УПЦ КП и наместником возглавлявшего ее патриарха Филарета.

Решение Константинопольского патриархата даровать независимость украинскому православию и его реализация сопровождались резкой критикой со стороны Русской православной церкви и привели к разрыву отношений между РПЦ и Вселенским патриархатом Константинополя.

В Москве Объединительный собор, давший рождение новой церкви, называли не имеющим канонической силы самочинным сборищем, настаивая на том, что единственной признаваемой церковной структурой остается Украинская церковь Московского патриархата. Вселенского патриарха РПЦ обвиняла в превышении полномочий.

“Новая радость”

“Автокефалия Православной церкви Украины провозглашена. Томос – вручен!” – написал в “Фейсбуке” находящийся на церемонии в соборе Святого Георгия митрополит Александр Драбинко, перешедший из УПЦ Московского патриархата в Православную церковь Украины.

На финальный акт в процессе предоставления украинской церкви независимости приехала довольно многочисленная делегация из Киева.

В нее входили священнослужители новосозданной церкви, члены кабинета министров, спикер Верховной рады, а также президент Украины Петр Порошенко.

В своем обращении после церемонии вручения в Стамбуле томоса об автокефалии Православной церкви Украины Петр Порошенко сказал, что это – фактически еще один акт провозглашения независимости страны.

“Он завершит утверждение самостоятельности Украинского государства, укрепит религиозную свободу, межконфессионный мир. Он усилит права и свободы граждан, особенно тех, которые находились вне общения со Вселенским православием, которых несправедливо клеймили неканоничностью”, – заявил украинский президент.

Он также заверил, что украинское государство будет уважать религиозный выбор и вероисповедание каждого.

“Я как президент гарантирую от имени государства, что Украина будет уважать религиозный выбор, свободу вероисповедания каждого гражданина”, – сказал Порошенко.

Накануне делегация украинского правительства присутствовала на торжественной церемонии подписания томоса патриархом Варфоломеем в соборе Святого Георгия на территории Вселенской патриархии.

“Набожный украинский народ ждал этого благословенного дня целых семь столетий… [Сегодня] празднуют с нами князь Владимир и святая Ольга вместе со всеми святыми потомками прославленной украинской земли”, – заявил, подписав грамоту об автокефалии, патриарх Варфоломей.

После окончания церемонии члены украинской делегации прямо в храме исполнили традиционную рождественскую колядку “Новая радость стала”. Подпевал ликующим иерархам недавно созданной церкви присутствующий здесь же президент Украины Петр Порошенко. Именно благодаря его многочасовым переговорам с патриархом Варфоломеем в апреле прошлого года процесс обретения украинским православием автокефалии стремительно ускорился.

Покидая храм Святого Георгия, многие епископы не могли скрыть волнения. Большая часть из них прибыла во Вселенскую патриархию впервые: до создания Православной церкви Украины иерархи непризнанных украинских церквей были изолированы от мирового православия.

“Это как будто ребенок родился, и ты еще не знаешь, что с ним делать”, – сказал в беседе с корреспондентом Би-би-си митрополит Волынский Михаил, ранее принадлежавший к непризнанной церкви Киевского патриархата.

“Уже все сказано”

В Московском патриархате подписание томоса об автокефалии Украинской церкви в очередной раз подвергли резкой критике.

В РПЦ и раньше называли действия Вселенского патриархата по подготовке к признанию независимой украинской церкви неканоническими. В октябре прошлого года Московский патриархат объявил о разрыве отношений с Константинопольской церковью.

Незадолго до Нового года патриарх Московский и Всея Руси Кирилл написал Вселенскому патриарху Варфоломею письмо, в котором в энергичных выражениях призывал не даровать украинской церкви автокефалию, утверждая, что в противном случае поступок Варфоломея, выступающего духовным лидером для примерно 250 млн православных христиан по всему миру, будет свидетельствовать против него на Страшном суде.

“Константинопольский патриарх уже уверенно вступил на путь раскола, сегодня в очередной раз подтвердив эту линию движения”, – заявил, комментируя подписание томоса об автокефалии, пресс-секретарь Московского патриарха священник Александр Волков.

“Несмотря на то что в последние дни патриарх Кирилл направлял ему письма с призывом одуматься, он по-прежнему поддерживает и уже даже возглавляет раскол, поэтому все мосты сожжены и вряд ли тут что-то можно ещё добавить”, – добавил он.

Эту позицию поддержали и в Украинской церкви Московского патриархата, обвинив Константинополь в уклонении в раскол.

“Этот документ создан и подписан с игнорированием всех фундаментальных канонических правил, по которым живет не только наша Церковь, но и все остальные поместные церкви”, – заявил агентству ТАСС глава информационно-просветительского отдела УПЦ МП архиепископ Климент (Вечеря)

“Мы сегодня наблюдали благодаря трансляции, что патриарх Варфоломей сослужил раскольникам. Согласно апостольским и святоотеческим правилам, тот, кто сослужит раскольникам, является сам уклонившимся в раскол”, – утверждает архиепископ.

Что будет с томосом?

Вручение томоса об автокефалии митрополиту Киевскому Епифанию стало финальным этапом признания независимости украинской церкви: с этого момента Православная церковь Украины стала одной из пятнадцати поместных православных церквей мира, а томос выступает для нее в качестве своего рода конституции.

“Наша Святая Христова Великая Церковь благословляет и провозглашает Православную церковь Украины автокефальной”, – гласит текст томоса.

Этот документ описывает ключевые параметры существования церкви: в частности, модель ее управления, взаимоотношения с материнской церковью в Константинополе и другими поместными церквями.

До сих пор в мире существовало 14 общепризнанных автокефальных православных церквей, то есть административно (канонически) полностью независимых друг от друга, но единых в вероучении, таинствах и литургическом общении: Константинопольская (Вселенская), Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии.

С момента получения томоса Православная церковь Украины включается в этот список.

“Этим подписанным патриаршим и синодальным томосом мы признаем и провозглашаем установленную, в пределах территории Украины, автокефальную церковь нашей духовной дочерью и призываем все мировые православные церкви признавать ее как сестру”, – говорится в документе.

Основная интрига на данный момент состоит в том, какие поместные церкви признают новосозданную украинскую церковь, а какие откажутся это делать по тем или иным соображениям. До сих пор в прямой и недвусмысленной форме о признании или непризнании новой церкви не заявила, помимо Константинополя и Москвы, ни одна из поместных церквей.

Ранее в РПЦ заявляли, что предоставление автокефалии украинской церкви способно привести к глобальному расколу в православном мире.

Так или иначе, уже вечером в воскресенье украинская делегация покинет Стамбул, увезя с собой томос об автокефалии – пергаментный свиток, накануне подписанный патриархом Варфоломеем.

После рождественской литургии в Софийском соборе, которая станет для митрополита Епифания первой в качестве полноправного предстоятеля украинской поместной православной церкви, томос перенесут для общего обозрения в трапезный храм Софии Киевской.

Серьезное внешнеполитическое поражение РПЦ

Евгений Фирсов, специалист по церковной истории

Отношения светской и духовной властей могут существовать, если говорить упрощенно, в двух моделях – цезаропапизме, т.е. когда светский правитель (цезарь или кесарь) фактически властвует над церковью, и папском цезаризме, т.е. когда церковная власть превалирует над государственной. Православие, т.е. византийская версия христианства – это, как правило, первая модель.

Один из самых ранних примеров – на Втором вселенском соборе (381 г.) константинопольская кафедра была возвышена над всеми древними престолами (Александрия, Антиохия, Иерусалим) лишь по той причине, что столица империи перекочевала в Константинополь. Также нужно напомнить, что все без исключения вселенские соборы Православной церкви, которые считаются непогрешимым источником православного вероучения, созывались не клиром, а императорами.

В этом свете абсолютно логично изменение границ церковных юрисдикций по итогам изменения границ государственных. Отделение украинской церкви от русской фактически утвердило демаркацию границ светских, это то, что должно было произойти. Без этого шага разрыв украинской идентичности с “Русским миром” был бы неполным.

Что касается российской реакции, то это, несомненно, реакция на серьезное внешнеполитическое поражение (учитывая то, что речь идет о категориях многовековых, то поражение можно, наверно, назвать даже эпохальным) – нервные заявления, алогичные метания и непродуманные шаги.

Так, например, если стоять на фундаменте православных канонов, то 3-й канон упомянутого выше Второго вселенского собора провозглашает преимущество чести, принадлежащее Константинопольскому патриарху. Юридически, тот православный, кто нарушает этот (или любой другой) канон – в частности, не удостаивает определенной Вселенским собором чести константинопольского патриарха, – делает себя отвергающим собор, а отвергающим соборы вся Православная церковь каждый год провозглашает анафемы, т.е. выводит за ограду Церкви, где, по учению самой же церкви, нет спасения. С точки зрения канонического устройства Православной церкви, патриарх Московский – всего лишь один из множества равных ему поместных епископов и не более того, чего не скажешь о патриархе Константинопольском.

То же самое некоторое количество лет назад произошло и в Эстонии, но, по-видимому, за малыми масштабами утраты и более ясным осознанием неизбежности, эмоциональных демаршей, подобных тем, что мы видим сегодня, со стороны Русской церкви тогда не было.

Однако мой среднесрочный прогноз таков: совсем скоро “Русский мир” смирится с утратой, и светские и церковные власти осознают и “преимущества” произошедшего – всё, что повышает степень изолированности российского общества, вполне себе укладывается в основную стратегию власть предержащих.