Крестовые походы будто гигантский ураган затянули в свою орбиту не только воодушевлённых идеей Бога католиков с Запада и вдохновлённых джихадом воинов Аллаха, но и «нейтральные» этносы и религиозные группы, больше озабоченные выживанием, чем величием. Одним из захватывающих сюжетов крестовых походов является судьба армянского народа. На протяжении трёх столетий Киликийская Армения являлась важным фактором в геополитической игре Востока и Запада, а иногда даже выходила на первый план. Посмотрим, как развивалась её история на фоне грандиозных столкновений эпохи крестовых походов.
Истоки армянской нации прослеживаются уже в IV тысячелетии до н.э. Согласно достаточно убедительной лингвистической гипотезе Гамкрелидзе-Иванова, именно на Армянском нагорье к югу от Кавказского хребта формировалась индоевропейская языковая общность. Самое позднее к III тысячелетию до н.э. можно отнести выделение самостоятельного армянского диалекта. С этого времени в сиро-месопотамских источниках упоминаются топонимы, локализуемые на юге Армянского нагорья: Субарту, Гутиум, Лулубум. К середине II тысячелетия до н.э. относятся многочисленные войны хеттов и хайасов (предположительное самоназвание армян), к началу I тысячелетия до н.э. — кровавые схватки Ассирии и Урарту (страны Арарат в древнееврейских источниках). Название Армения впервые встречается в надписи персидского царя Дария I, датируемой 520 годом до н.э. Геродот включил Армению как 13 сатрапию в свой список персидских провинций.
Все последующие события — завоевания Александра Македонского, войны диадохов, римская экспансия — напрямую касались Армении, которая то возвышалась до Великой Армении от Куры до Иордана и от Средиземного моря до Мидийских гор (в I веке до н.э.), то попадала в кабалу к соседним империям — Риму-Византии и Парфии-Персии-Халифату.
Продолжение здесь.