Перед комитетом по образованию парламента Великобритании выступила главный инспектор Управления по контролю за стандартами образования страны (Ofsted) Аманда Спилман. Чиновница выразила озабоченность по поводу проявлений религиозного экстремизма в ряде британских школ, о чем еще в конце 2017 года гласил отчет Ofsted. В частности, школьные инспекторы обнаружили, что в некоторых частных исламских учебных заведениях детям были показаны фильмы со сценами обезглавливания людей, а также их убеждали в приемлемости домашнего насилия в отношении женщин. В ряде учебных заведений была найдены сочинения лиц, которым запрещен въезд в страну из-за деятельности по пропаганде экстремистских взглядов. Хотя самые шокирующие примеры были найдены в частных школах, Спилман выразила беспокойство и в отношении государственных школ. В итоге она призвала способствовать продвижению либерализма и британских ценностей в школах.
Большинство частных школ, которые вызвали недовольство Ofsted, не зарегистрированы надлежащим образом. Ведомство в настоящее время изо всех сил пытается собрать доказательства для судебного преследования людей, работающих в подобных школах. Министры обещают новые меры по борьбе с нелегальными учебными заведениями. Предполагается, что чиновники получат новые полномочия для изъятия доказательств и опроса свидетелей.
К концу января с.г. инспекторами по вопросам образования было найдено около 176 незарегистрированных учебных заведений, большинство из них были идентифицированы как мусульманские и еврейские. Правительство предлагает законодательно потребовать от организаций, в которых дети проводят более 18 часов в неделю, официально зарегистрироваться в качестве школ. В связи с этим предложением мусульманские и некоторые христианские группы выразили обеспокоенность тем, что подобные меры приведут к государственному регулированию религиозного обучения в медресе и воскресных школах.
Аманды Спилман не в первый раз высказывается на эту тему. В феврале с.г. она произнесла речь на ежегодной конференции в Фонде образования Церкви Англии. Тогда Спилман заявила, что инспекторы по вопросам образования все чаще обнаруживают тех, кто извращает цели образования. Под предлогом религиозных убеждений такие люди используют образовательные учреждения, легальные и нелегальные, чтобы ограничить горизонты молодых людей, изолировать их от мнений других людей, а в худших случаях – внушить впечатлительным умам экстремистскую идеологию. По ее мнению, церковные школы не должны поощрять фундаменталистские практики, которые появляются в общинах. Примечательно и то, что в своей речи она выразила поддержку Нине Лалл, директору начальной школы Святого Стефана в Ньюэме.
Ситуация в начальной школе в Ньюэме широко обсуждалась в СМИ, после того как Sunday Times сообщила, что школьное руководство запретило девочкам до восьми лет носить мусульманские головные платки. Детям также было запрещено поститься в течение учебного дня в месяц Рамадан, так как в это время многим школьникам придется сдавать летние экзамены. Это заявление расстроило многих родителей учеников, заявивших, что школьное руководство с ними не консультировалось, в результате последовавшего скандала через две недели решение о хиджабе было отменено.
На заявления Аманды Спилман в британском парламенте и других местах последовали как позитивные, так и негативные отклики. Например, Национальное светское общество поддержало позицию Спилман, там также выразили озабоченность в связи с тем, что учителя не получают поддержку, когда сталкиваются с родителями, которые хотят, чтобы школьная практика стала более религиозной. Министр образования Великобритании Дэмиан Хайндс отметил, что правительство желает обеспечить знакомство всех учащихся с ценностями, которые лежат в основе британского общества, включая справедливость, терпимость и уважение. Благотворительная организация «Гуманисты Великобритании» тоже проявила солидарность с позицией Аманды Спилман, заявив на своем сайте, что слова чиновницы подтверждаются годами отчетов об инспекциях, в которых подробно описывается разрушительное вторжение религии в школы. По мнению организации, у родителей нет права требовать, чтобы государство предоставляло им религиозное воспитание в школах, которые оно финансирует, особенно когда это противоречит законодательству о равенстве и широко распространенным ценностям толерантности, уважения и свободы личности.
Однако не все согласны с позицией Ofsted. Мусульманский совет Великобритании сообщил, что в организации надеются на консультацию Аманды Спилман с ними, прежде чем она продолжит проводить свою политику, которую в совете считают неоправданной, так как чиновница слишком часто говорит о мусульманах и их связи с экстремизмом. По мнению совета, отсутствие надлежащего сотрудничества усилит негативное восприятие многими родителями-мусульманами подобного вмешательства надзорного ведомства.
Писатель Самира Шекл возмутилась тем, что Аманда Спилман сделала слишком большой логический скачок, когда от дебатов о детях, носящих хиджаб, перешла сразу к экстремизму. Ее беспокоит, что любой политический вопрос, связанный с мусульманами, немедленно рассматривается как проблема терроризма, фундаментализма или неспособности интегрироваться в западное общество.
Выступления Аманды Спилман встревожили и христианские организации. Колин Харт, директор Христианского института, консервативной лоббистской группы, обеспокоен тем, что некоторые инспекторы Ofsted превратно толкуют призыв к либерализму в школах, видя в нем воззвание к большему секуляризму. Он напоминает, что в обществе существует проблема недостаточной религиозной грамотности, не все понимают, что консервативные взгляды человека вовсе не означают, что он находится в шаге от экстремизма.
Таким образом, британские парламентарии решили вмешаться в дискуссию о выражении религиозности учащихся в школах и деятельности частных религиозных учебных заведений, что свидетельствует о том, насколько в британском обществе в целом обеспокоены данным вопросом. Чиновники и некоторые преподаватели вступают в конфликт с консервативными религиозными родителями, которые требуют, чтобы их дети могли соблюдать религиозные предписания даже в светских государственных школах. Религиозные организации обвиняют систему образования в ограничении религиозного самовыражения и опасаются вторжения государства в образовательный процесс религиозных учебных заведений.