В Ереване представили документальные факты об исламизации детей в годы Геноцида армян

  • 21/04/2023
  • Лаура Саркисян

armeniasputnik.am

В музее Геноцида армян действует новая экспозиция, в которой собраны истории детей, которых удалось спасти от насильственной исламизации.

Временная экспозиция, повествующая о насильственной исламизации армянских сирот в годы Геноцида армян, открылась в музее-институте Геноцида армян. В ней представлены реальные истории детей, которых удалось спасти от отуречивания. Одним из них был Ерванд Посталджян.

Дочь Ерванда – Перчуи Посталджян, присутствующая на выставке, в беседе с корреспондентом Sputnik Армения рассказала, что ее отец чудом спасся от Геноцида.
“Я очень взволнована, что история моего отца представлена на экспозиции, такое невозможно забыть”, – говорит 84-летняя женщина.

Она рассказала, что отец не любил говорить о тех страшных событиях в семье, однако вся боль от пережитого отражалась в его глаза. В их доме было запрещено говорить о турках и Турции.

Научный сотрудник МИГА Седа Парсамян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения рассказала, что сохранилась тетрадь с воспоминаниями Посталждяна. В них он описывает насильственную исламизацию армянских детей. Первым делом армянские имена заменялись на турецкие, либо детям присваивались номера, на которые они должны были отзываться. Всем выдавали новые удостоверения личности, в которых были изменены и имена родителей. Сироты, чтобы не забыть собственное имя, писали их на клочках бумаги и носили с собой.

Посталджян попал в приют Аданы после того, как почти вся семья была вырезана. В своих воспоминаниях он описывает, как убили директора – армянина на глазах у сирот. После этого приют стал турецким.

Однако в отличие от многих Ерванду удалось спастись и бежать в Грецию, там он женился на армянской девушке, также пережившей Геноцид – Луизе Абраамян. В 1932 году чета с первенцем на корабле “Армения” репатриировались в Армению и обосновались в Ереване.

Методы обращения в ислам

Насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую, согласно статье II Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, считается одним из проявлений геноцида. Первое публичное упоминание факта свершения Геноцида в этом контексте было в 2008 году, тему поднял основатель Института Комитаса (в Лондоне) Ара Сарафян, отметив, что Геноцид – это не только физическое уничтожение.

Заместитель директора по научной работе Музея-института Геноцида армян Эдита Гзоян отметила, что исламизация и отуречивание имен армянских сирот сопровождалось применением насилия в отношении них. За любой проступок следовало наказание.

Среди жестких наказаний была фалаха (орудие для наказания ударами по пяткам – ред.). Кроме того, за разговор на армянском могли избить, часами заставляли стоять и смотреть на солнце, лишали пищи и воды.

В ислам обращали только здоровых, красивых девочек из богатых армянских семей в возрасте до 15 лет. Гзоян пояснила, что после того, как их выдавали замуж за мусульманина, имущество ее семьи автоматические доставалось супругу. В случае мальчиков, им должно было быть не более 12 лет.

В приютах обязательными были уроки ислама. Гзоян отметила, что целью такой политики было лишение армянских детей идентичности. Все это продолжалось до заключения Мудросского перемирия между представителями Антанты и Турции в 1918 году. После этого турецкие приюты были переданы миссионерским, иностранным и армянским организациям.

Геноцид армян в Османской империи – первый геноцид XX века. Несмотря на то, что этот факт признан многими странами, Турция – правопреемница Османской империи, традиционно отвергает обвинения в совершении этого преступления.