Как вражда радикальных буддистов и мусульман ударила по христианам Шри-Ланки

  • 29/04/2019
  • Евгений Пахомов

carnegie.ru

Международные исламистские группировки расширяют географию действий. Для них сегодня очень важно показать, что джихад не проигран в Сирии и борьба продолжается в новых местах. Противостояние радикальных буддистов и мусульман помогло перенести его на Шри-Ланку

Коломбо спокоен, хотя в городе и чувствуется напряжение. На улицах видны вооруженные патрули, исчезнувшие десять лет назад после окончания многолетней гражданской войны с тамилами на севере острова. Все спешат по своим делам, только ночью, когда действует комендантский час, все пустеет. И еще у взорванных христианских церквей стоят люди – и скорбящие, и просто любопытные.

21 апреля в стране произошел самый кровавый теракт в ее и без того богатой на теракты истории. Сначала около 8:30 утра прогремели шесть взрывов: в церкви Св. Антония в Коломбо, в церкви Св. Себастьяна в Негомбо, что в 30 километрах севернее Коломбо, третий – в церкви в городе Баттикалоа на востоке острова. Примерно в это же время взорвались самодельные бомбы в отелях Shangri-La, Cinnamon Grand и Kingsbury. Седьмой и восьмой случились позже в Коломбо у городского зоопарка и в одном из районов. В церквях в это время шли пасхальные службы. Общее число погибших составило не менее 359 человек, 520 ранены. Атаки совершила группа из восьми террористов-смертников.

Сегодня главные вопросы во всех СМИ: был ли это ответ на теракт против мечетей в новозеландском Крайстчерче? И если да, почему ответили на далеком Цейлоне?

Власти острова считают, что за взрывами стоят местные боевики из группировок «Джамаат ат-Таухид аль-Ватания» и «Джамиату аль-Миллату Ибрагим», которые, однако, могут иметь связи с коллегами за рубежом. О самих этих группировках пока известно крайне мало. При этом в Коломбо полагают, что теракты готовились заранее, еще до терактов в Новой Зеландии.

Запоздалое предупреждение

«Планирование [взрывов в Шри-Ланке] произошло до Крайстчерча», – сказал в телеинтервью премьер-министр Ранил Викрамасингхе. Для властей тем временем не менее главный вопрос, насколько серьезно пострадает важнейшая для Цейлона туристическая отрасль. Туристы уезжают, а правительства многих стран призвали своих граждан не посещать Шри-Ланку. «Мы вернемся на сцену. Мы не первые. Через это прошел Египет, через это прошел Бали. Это плохо для экономики, но туризм восстановится», – уверен Викрамасингхе.

Он также признал, что ланкийские спецслужбы не уделили внимания предупреждениям из-за рубежа. Оказалось, что спецслужбы Индии по меньшей мере трижды сообщали ланкийским коллегам, что исламисты готовят теракты. Как сообщили прессе источники в спецслужбах, первый раз предупреждение было передано еще 4 апреля, второе – за сутки до атаки, а третье – за несколько часов. Якобы индийцы указали, что будут атакованы церкви и даже где.

Почему эти сигналы не были восприняты всерьез, сказать трудно. Сейчас ланкийские власти ведут подробный разбор, кто виноват и почему. Президент Майтрипала Сирисена, однако, пообещал кадровое жертвоприношение: он заявил, что сменит руководство силовых ведомств, полиции, вооруженных сил и спецслужб.

Поменять руководство спецслужб можно, но на самом деле это «индийское предупреждение» уже было запоздалым: проблема появилась гораздо раньше, и на нее тоже не обращали внимания. И уже не один год.

Тридцать лет главными террористами в этом островном государстве считались боевики группировки «Тигры освобождения Тамил-Илама» (ТОТИ). С середины 1970-х годов они выступали за создание независимого тамильского государства на Цейлоне. В середине 1980-х на острове началась настоящая гражданская война. ТОТИ смогли взять под контроль большой кусок территории на севере и востоке Цейлона и на много лет организовали там непризнанное государство со своей полицией, судами, школами, банком и вооруженными силами.

Интересно, что все это время Шри-Ланка оставалась популярным туристическим направлением – на пляжи юга и юго-запада острова приезжали со всего мира, многие отдыхающие даже не подозревали, что в стране идет гражданская война. Боевики, совершившие немало терактов, в том числе и в крупнейших городах, на иностранцев специально не нападали и старались турбизнесу не навредить (многие отели и туристические компании были созданы при участии тамильского капитала). «Такая странная война», – отмечала азиатская пресса.

Конфликт кончился, когда в 2008 году армия начала решительное наступление на позиции ТОТИ, в мае 2009 года последний оплот сепаратистов Муллаитиву пал, вскоре был убит лидер и главный идеолог боевиков Прабхакаран. В Коломбо объявили об окончании гражданской войны.

Все это время конфликт представлялся как столкновение тамильских сепаратистов, выступающих против сингальского большинства населения острова. Проблема, как это часто бывает на Востоке, имела и религиозную окраску: большинство населения острова, сингалы, – буддисты; тамилы – индусы. Но все это время рядом жила мусульманская община, и совсем не маленькая – около 9% почти 22-миллионного населения.

Сегодня уже мало кто и на Шри-Ланке помнит, что в начале противостояния властей и боевиков ТОТИ на стороне последних выступали и мусульмане. Но это было недолго, а потом все изменилось. Как изменилась и мусульманская община острова.

Цейлон и ислам

Ислам появился на Цейлоне еще в VII веке, вместе с арабскими купцами, которые тогда были фактически монополистами в Индийском океане. В ислам переходили и представители других религий, в том числе индусы-тамилы. Появившиеся в XVI веке португальцы начали притеснять «цейлонских мавров», и те массово переселялись на восток и в глубь острова. Правда, при британцах, сменивших португальцев, «мавры» активно занимались знакомым делом – торговлей.

Многие из «мавров», или, как их здесь называют, ларакалла, говорят на тамильском языке, поэтому в 1970-е они стали поддерживать тамильских боевиков. Однако быстро выяснилось, что ТОТИ отнюдь не склонны к религиозной толерантности. Многие мусульмане изгонялись с подконтрольных боевикам территорий, часть изгнанных семей только после окончания гражданской войны вернулись в свои дома. Кроме того, боевики обложили мусульман налогом «на наше общее дело», ТОТИ открыто занимались рэкетом на подконтрольных территориях.

Тогда же, как считается, в исламской среде и стали появляться группировки, члены которых полагали, что нужно защищать интересы мусульман силой.

«Как считается», потому что власти в это время радикальными мусульманскими течениями на острове не занимались. Страна, некогда жившая в условиях строгих мер безопасности, расслабилась – по окончании войны исчезли патрули на дорогах, на улицах городов, строгий контроль в аэропортах.

«В Коломбо думали, что у них только один враг и они его победили. Но оказалось, что это не так, – объяснил мне местный эксперт. – Это было состояние победной расслабленности».

Кулак и меч

Мусульмане тем временем чувствовали себя исключенными из мирного процесса на острове. Они полагали, что центральные власти просто не обращают внимание на них и их проблемы. Тем временем этих самых проблем добавили радикальные буддисты. Такие группировки, как появившаяся в 2012 году «Боду Бала Сена» («Сила буддийской власти», или просто «Буддийская сила»), на волне победы в войне с ТОТИ принялись решительно утверждать эту самую «буддийскую силу».

Ее идеология проста и знакома по националистическим мифам всего мира: Шри-Ланка – это Дхаммадвипа (Остров буддийского учения), Будда завещал нам хранить и поддерживать буддизм. А мусульмане намеренно рожают много детей, обращают всех в мусульманство и навязывают чуждую культуру… и еще, конечно, они ненавидят буддизм!

Еще несколько лет назад один студент на Шри-Ланке говорил мне: «Мусульмане у нас – это как у вас евреи! Они при колонизаторах делали бизнес и теперь богатеют на нашей земле!» И был крайне удивлен, что я не разделяю его возмущения.

Мусульманская молодежь при этом была готова давать отпор. И вовсе не оставалась в долгу – известны случаи осквернения буддийских памятников как «ложных идолов». Словом, не стоит удивляться, что вскоре на острове начались столкновения мусульман и с сингалами, и с тамилами, поначалу, впрочем, носившие бытовой характер. Но в 2014 году на юго-западе острова начались мусульманские погромы, они повторились в 2018 году в центре и на востоке страны.

Власти при этом старались не замечать проблем. А представители мусульманской общины решительно отрицали, что в их среде есть радикальные группировки.

Постепенно все изменилось. Лозунг «На их кулак у нас есть исламский меч!» становился все популярнее среди молодых мусульман. В это время начинается и раскол в исламской среде, и понятно почему. Распространение получают идеи «настоящего ислама» и «Исламского государства» (группировка, запрещенная в РФ). На острове стали появляться отделения пакистанской «Джамаат-е Ислами», индийской «Джамаат Таблиг» (запрещена в РФ). А вскоре и свои группы, такие как ставшая печально известной «Джамаат ат-Таухид аль-Ватания».

Точка на карте

«Раньше Шри-Ланка была точкой на мировой карте. Теперь это точка на карте исламистов», – считает известный индийский эксперт Нандан Унникришнан.

В 2010-е годы с фронтов ИГ стала приходить информация, что там воюют и боевики из курортной Шри-Ланки. А сам Цейлон начал использоваться как транзитная точка для переправки на Ближний Восток «молодых борцов» из других стран, например с Мальдивских островов (в этом курортном месте ислам тоже радикализируется).

А в 2015 году сенсацией в Шри-Ланке стало известие, что в Сирии погиб первый боевик-ланкиец. Как сообщило аффилированное с исламистами издание Dabiq, некий Мохаммед Мухсин Шарфаз Нилам, известный так же как ас-Силани (Цейлонец) «пал смертью героя» при бомбежке союзной авиации в Сирии.

В ланкийских социальных сетях давно появились группы, которые призывают мусульман с Острова Будды присоединяться к «Воинам Сирии». Например, в местных СМИ упоминается группа «Мусульмане Цейлона в Сирии» и цитируются их призывы: «О, люди Шри-Ланки, мы, мусульмане Сирии, происходящие с Цейлона, призываем вас бросить коррумпированные страны, которые порабощают людей, чтобы искать свободу и справедливость ислама».

Международные исламистские группировки расширяют географию действий. Для них сегодня очень важно показать, что джихад не проигран в Сирии и борьба продолжается на новых «точках на карте». Никто не мог и предположить, что на территории Шри-Ланки произойдет подобное.

Власти Цейлона опасаются, что на острове вновь начнутся теракты. И можно отметить, что на этот раз это будут не «странные теракты» времен войны с тамильскими сепаратистами, от которых не страдала туристическая инфраструктура: иностранцы, особенно из стран Запада, привлекательная цель для этих новых борцов. Пока трудно сказать, удастся ли исламистам вернуть Шри-Ланку ко временам гражданского конфликта. Но очевидно, что из состояния «победной расслабленности» эту страну уже вывели.