Реджеп Тайип Эрдоган имеет виды на французскую школу. В начале мая еженедельник Le Point сообщил о том, что у президента Турции есть намерения открыть на территории Франции турецкие лицеи. 20 и 21 мая в Париж приедет турецкая делегация для изучения данного вопроса. Министерство образования Франции скептически смотрит на эту инициативу.
В апреле во французские лицеи Турции, где учатся дети проживающих там граждан Франции, а также руководителей правящей исламо-консервативной партии, вежливо наведались турецкие чиновники. Как сообщил еженедельник Le Point, представители власти пришли в учебные заведения, чтобы оспорить законность обучения там граждан Турции. Реджеп Тайип Эрдоган поручил турецкой делегации посетить Францию 20 и 21 мая с целью ознакомиться с ситуацией в международных лицеях и потребовать создания турецких лицеев на территории Франции.
«Французы оказались под сильным давлением в Стамбуле и Анкаре со стороны власти Эрдогана, который хочет открыть турецкие школы во Франции, а МИД и не шевелится», — цитирует Le Point осведомленный источник.
Очевидно, что решение открыть во Франции турецкие школы исходит не только из желания президента Турции, но и министерств образования и иностранных дел. Газета Le Figaro сообщает, что обратилась к ведомствам за комментариями, однако ответа пока не получила. Между тем министр образования Франции Жан-Мишель Бланкер в интервью телеканалу BFMTV выразил скептицизм в отношении этой инициативы.
«Я уделяю особое внимание некоторым намерениям Турции. Во Франции существуют правила, которые основаны на республиканских законах, в том числе и касательно открытия образовательных учреждений. Как вы знаете, я внимательно слежу за попытками продвигать на территории нашей страны исламский фундаментализм. В связи с этим мне пришлось принять решение о закрытии одних школ или не допустить открытие других. Я не слеп. Я прекрасно вижу, как Турция пытается оказать влияние внутри Франции, в том числе продвигая исламистскую идеологию. Конечно, мы сделаем все, чтобы не допустить эти попытки. У меня была возможность в общении с турецкими собеседниками сказать, что среди нас дураков нет. Мы осознаем подходы Турции, основанные на фундаментализме. Во Франции это неприемлемо. Мы готовы обсуждать их идеи и проекты, но наша страна не открыта к таким инициативам», — заявил французский министр.
В феврале 2012 года турецкий президент заявил о своем намерении «воспитывать благочестивое поколение». За этим заявлением последовало создание летом этого же года в турецких колледжах трех факультативных курсов религии (жизнь Мухаммеда, чтение Корана, базовые религиозные знания). Они были сфокусированы на видении суннитского ислама и со временем стали обязательными во многих учебных заведениях.
Впоследствии турецкая власть постепенно заменяла классические государственные средние школы на учреждения, предназначенные для обучения имамов и проповедников. Учащиеся, которые не прошли вступительные экзамены в государственных средних школах, теперь автоматически регистрируются в этих религиозных учреждениях (хотя они не обязательно становятся имамами, окончив обучение). В 2017 году в Турции насчитывалось 1408 средних школ такого типа, в которых обучалось 517 000 учеников.
С новой программой, выпущенной в июле 2017 года, правительство ввело в большинстве учреждений понятие «джихад». «Джихад существует в нашей религии, и министерство образования обязано сделать так, чтобы эта концепция преподавалась справедливо и надлежащим образом», — приводит газета Le Figaro слова министра образования Турции Исмета Йылмаза. Он уточнил тогда, что речь идет не о священной войне, а о «хорошем джихаде», возвышающем «любовь к отечеству».