Ректор парижской мечети обеспокоен нагнетанием межрелигиозной вражды во Франции

  • 01/04/2022
  • Сергей Игнатов

sedmitza.ru

В предвыборной гонке многие кандидаты все чаще прибегают к антиисламским лозунгам

ПАРИЖ.  Ректор парижской мечети обеспокоен тем, что рост антиисламской риторики во время президентской избирательной кампании раскручивает «спираль ненависти» к законопослушным мусульманам и нагнетает межрелигиозную вражду во Франции, сообщает theguardian.

Ректор считает, что из мусульман делают «козлов отпущения», объект для выброса накапливающегося раздражения, как это произошло с евреями в 1930-х годах. «Я очень встревожен этой закипающей враждой, – говорит Шамс-эддин Хафиз (Chems-eddine Hafiz), ректор старинной Большой мечети в Париже. – Мы сегодня живет в расколотом обществе, которое вновь ищет себя, пытается обрести опоры после того, как его ослабила и напугала пандемии. Оно ищет и находит козлов отпущения, желая обвинить их во всех своих несчастьях, а мы хорошо помним подобные исторические прецеденты. В 1930е годы точно так же во всем винили евреев, указывали на них пальцами, видели в них корень бед всего общества … Сегодня это уже не евреи, это мусульмане … Я долго надеялся, что в 21 веке реальность стала иной, что мы ограждены от подобных абсурдных обвинений и живем в полной безопасности».

Хафиз только что издал книгу «При всем моем уважении, мы дети Республики» (With All Due Respect, We’re Children of the Republic), в которой приводит аргументы против так называемой «нарастающей антиисламской риторики» французских правых сил, борющихся за голоса избирателей в президентской гонке. Поскольку центрист Эммануэль Макрон пока уверенно лидирует в опросах и является фаворитом на переизбрание в следующем месяце, некоторые кандидаты нагнетают тему исламской угрозы и иммиграционного кризиса в надежде на перелом настроений избирателей.

Так, крайне правый кандидат-аутсайдер Эрик Земмур (Eric Zemmour), бывший телевизионный аналитик, осужденный за разжигание расовой ненависти, упорно пользуется теорией заговора, толкуя о «великой замене». Он уверяет, что существует заговор с целью постепенной замены коренного французского населения «понаехавшими» мигрантами, дабы превратить Францию в страну мусульманского большинства и развязать в ней гражданскую войну. В интервью после выдвижения своей кандидатуры, Земмур призвал мусульман Франции к отказу от ислама, заявив избирателям, что выступает за «спасение Франции от ислама» и против «великой замены» коренного французского народа пришлыми поселенцами.

Крайне правый кандидат Марин Ле Пен (Marine Le Pen) намеревается после избрания провести референдум по иммиграции и запретить мусульманские глухие наряды и головные платки в общественных местах. Именно она считается наиболее вероятным кандидатом на выход во второй тур, где ей предстоит побороться с Макроном на финальном этапе голосования 24 апреля. А Валери Пекресс (Valérie Pécresse), баллотирующаяся от умеренно правой партии Николя Саркози «Республиканцы», также подверглась критике за упоминание теории «великой замены» на митинге в Париже, где она также пообещала запретить ношение мусульманских нарядов и платков в общественных местах, в том числе на спортивных мероприятиях. Все правые кандидаты растравляют ужас и растерянность, поселившиеся во Франции после террористических атак исламистов в Париже в 2015 году и обезглавливания учителя французской средней школы Сэмюэля Пати ( Samuel Paty) в 2020 году.

Хафиз напоминает, что он сам в числе первых осудил исламистский терроризм, а его мечеть всегда была в эпицентре борьбы с исламским радикализмом во Франции. Его тревожит, что законопослушных французских мусульман все чаще воспринимают со страхом и нападают на них, несмотря на то, что они сами часто становятся жертвами фанатиков. «Вот уже несколько лет на каждых выборах во Франции правые кандидаты трубят о «проблеме» ислама, возлагая на него вину за иммиграцию и терроризм, – скорбит ректор в интервью The Guardian. – Французских мусульман все чаще шельмуют и оскорбляют, считая, что ислам несовместим с нормами и традициями Французской Республики и Запада в целом. На нынешних выборах ситуация накалилась до предела, кандидаты утратили всякую сдержанность, твердят о «великой замене» и горячо уверяют, исламу и мусульманам не место во Франции, им надо либо уезжать, либо отказываться от своей религии. Несмотря на то, что французских избирателей, прежде всего, тревожат проблемы всеобщего обнищания, сведения концов с концами, кандидаты ввели в моду нападки на ислам и мусульман. Они видят в нас нежелательных сограждан, от которых исходит опасность. Сейчас на дворе 2022 год, многие из моих единоверцев принадлежат уже к четвертому и даже пятому поколению мусульман, родившихся во Франции, однако нас все еще считают чужаками».

По оценкам, ныне во Франции насчитывается до миллиона мусульман, посещающих мечети или молитвенные дома. Ректор Хафиз опасается, что после выборов накал антиисламских выступлений и настроений только усилится. Особую тревогу у него вызывают попытки Земмура оболгать историю – к примеру, тот уже утверждает, что нацистский пособник маршал Филипп Петен спасал французских евреев, а не отправлял их в лагеря смерти. Земмур, уроженец Парижа и потомок алжирских еврейских берберов, эмигрировавших в Париж в 1950-е годы, возмутился призывом Хафиза к мусульманам «голосовать на апрельских выборах против ненависти». «Ректор парижской Большой мечети призвал народ голосовать против меня, – взывает Земмур в Твиттере. – Неужели вы его послушаетесь?»

Энн Идальго (Anne Hidalgo), кандидат от Социалистической партии, постепенно набирающая рейтинг в опросах, недавно посетила парижскую мечеть, и там предостерегла кандидатов в президенты от попыток сделать из мусульман «козлов отпущения». Она выразила обеспокоенность «нагнетанием ненависти» в предвыборной кампании в ущерб «братству народа» во Франции.