Румынская церковь ограничила фото- и видеосъемки в храмах

  • 17/03/2018

rublev.com

15 февраля состоялось заседание Священного синода Румынской православной церкви, на котором среди прочих рассматривался вопрос о съемках в храмовых помещениях. Члены румынского Синода наложили ограничения на подобные съемки.

«Съемка в местах отправления культа будет осуществляться только с одобрения епархиальных управлений, и только в тех случаях, когда желательно выделить литургическое и архитектурно-историческое наследие соответствующих церквей», — говорится  в итоговых постановлениях Синода.

На следующий день пресс-служба Румынской церкви опубликовала разъяснение по поводу принятого решения.

В нем, в частности, сказано, что данное ограничение «не касается аудио- и видеозаписей, сделанных частными лицами во время важных религиозных событий в их семейной жизни, таких как Крещение и Венчание, но относится исключительно к съемкам шоу (театральных постановок, симфонических концертов, оперы) и съемкам кинофильмов».

«Решение Священного синода было вынесено после многочисленных жалоб верующих, которые полагают, что место поклонения — это священное и освящающее литургическое пространство, а не гражданско-светское пространство», — сказано в комментарии пресс-службы.

Съемка в храме: можно или нельзя?

Проблема фото- и видеосъемок в православных храмах и монастырях имеет место в том числе и в Русской церкви. На многих церквях при входе висят таблички, либо прямо запрещающие любую съемку, либо напоминающие, что фотографирование или видеосъемка может быть разрешена только с благословения настоятеля.

Как правило, подобные запреты основаны на тех же доводах, которые приводит пресс-служба Румынской церкви: фото- и видеосъемка мешают молящимся, нарушают их внутренний настрой.

При этом никаких общецерковных определений на этот счет нет. Решение о возможности или, наоборот, отказе в проведении съемок принимает либо правящий архиерей (если вопрос касается кафедрального собора либо ставропигиального или епархиального монастыря), либо настоятель конкретной церкви.

С точки зрения гражданского права любая церковь является обычной общественной организацией. Соответственно, устанавливать какие-то правила поведения, обязательные для посторонних, она не может. Так называемые «внутренние установления» религиозных организаций, предусмотренные законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 15), не могут противоречить законодательству.

Принятое ограничение «не касается аудио- и видеозаписей, сделанных частными лицами во время важных религиозных событий в их семейной жизни, таких как Крещение и Венчание, но относится исключительно к съемкам шоу (театральных постановок, симфонических концертов, оперы) и съемкам кинофильмов».
Из комментария пресс-службы Румынской православной церкви, 16.02.2018

Согласно Конституции, граждане имеют право вести фотографирование и видеосъемку практически всех объектов, кроме тех, доступ к которым ограничен федеральными законами. Главные ограничения на съемку в общественных местах закон накладывает не на сам процесс съемки, а на коммерческое использование и обнародование ее результатов.

Многие церкви и монастыри Русской православной церкви являются объектами культурного наследия, поэтому, согласно Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ст. 57), ограничения на доступ к ним могут устанавливаться только по согласованию с соответствующим надзорным органом.

Статьей 7 указанного закона доступ к таким объектам гарантирован всем.

Пункт 5 статьи 47.4 «Требования к обеспечению доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объекту культурного наследия, включенному в реестр» закона гласит: «При определении условий доступа к памятникам или ансамблям религиозного назначения учитываются требования к внешнему виду и поведению лиц, находящихся в границах территорий указанных объектов культурного наследия религиозного назначения, соответствующие внутренним установлениям религиозной организации, если такие установления не противоречат законодательству Российской Федерации».

Иными словами, «требования к поведению лиц», находящихся на территории храмов, имеющим статус памятников (в том числе и в отношении фотографирования или видеосъемки), не должны противоречить федеральному законодательству.

Эта же статья содержит исключение: «В случае, если интерьер объекта культурного наследия не относится к предмету охраны объекта культурного наследия, требование к обеспечению доступа во внутренние помещения объекта культурного наследия, включенного в реестр, не может быть установлено» (п. 6). Это значит, что какой-то конкретный храм может являться объектом культурного наследия, но если его внутреннее убранство — алтарь, роспись и пр. — сделаны в позднейшее время и не являются неотъемлемой частью памятника, руководство религиозной организации имеет право не допускать внутрь посторонних.

Ситуации, когда снимать на территории религиозных учреждений действительно нельзя, возможны, однако их регулируют нормы законодательства, а не внутренние церковные правила. Так, например, запрет на съемки в монашеских кельях может быть обусловлен защитой неприкосновенности частной жизни, которая провозглашена 23-й и 24-й статьями Конституции РФ.

Иногда этими же нормами пытаются обосновать запрет на съемку во время богослужения, однако сам факт нахождения того или иного человека в церкви, то есть в общественном месте, не может считаться тайной.

Статья 152 (пункт 1) Гражданского кодекса РФ регламентирует охрану изображения гражданина. Но ограничения, вводимые ею, касаются не фотосъемки людей как таковой, а использования полученного изображения в дальнейшем. Соблюдая данный закон, автор не сможет обнародовать изображение человека без его письменного согласия. Однако и здесь есть свои исключения. Так, согласие на публикацию тех, кто сфотографирован в государственных, общественных либо публичных интересах (например, в новостном сюжете), не требуется.

Руководство религиозных организаций не имеет права запрещать использовать при съемках штативы и вспышки. Согласно конституционным правам, гражданин имеет право вести сбор информации любым способом, который ему удобен. Поэтому независимо от целей фотосъемки вспышка и штатив имеют полное право на существование в случае отсутствия помех и угрозы безопасности окружающих. Единственное исключение в данном случае — запрет на съемку в залах музеев в связи с соблюдением условий хранения и необходимостью охраны отдельных экспонатов.