Сыну императора Священной Римской Империи Карла IV выпало взять бразды правления в непростое время: необходимость реформ, гуситы и турецкая угроза.
История этого венценосного представителя династии Люксембургов довольно примечательна. Это был образованный и умный государь, который явно унаследовал лучшие стороны личности своего отца императора Карла IV. Сигизмунд обладал ораторскими способностями, которые помогали ему удачно вести переговоры на высоком уровне. Он хорошо знал латынь, итальянский, немецкий, чешский и польский, а также венгерский. Конечно, Сигизмунд не был обделён природным обаянием, ведь в нём текла кровь чешского короля Иоанна Слепого — дед будущего императора был классическим рыцарем. Деликатный и обходительный, Сигизмунд очень нравился дамам. К сожалению, он не мог, как его дед, сорить деньгами: в наследство от отца ему досталась Бранденбургская марка.
Сигизмунд имел крепкое здоровье, что позволило ему дожить до 60 лет. Суровые условия жизни не давали ему оставаться без дела.
Его путь правителя начался в 1387 году. Сигизмунд достаточно рано женился на Марии, дочери Людовика Анжуйского, который владел и Венгрией, и Польшей. Этот брачный союз дал возможность будущему императору получить контроль над двумя мощными королевствами в Восточной Европе. Однако польская знать поддержала родную сестру Марии двенадцатилетнюю Ядвигу, которая вышла замуж за литовского князя Ягайло. Кревская уния 1385 года возвела на польский престол литовского князя, который взошёл на него под именем Владислава II. Сигизмунд довольствовался венгерской короной, которая не без труда досталась ему: беспокойные аристократы не сразу поддержали нового монарха из немецких земель.
Сложность ситуации состояла в том, что Балканский полуостров в конце 14 века стал ареной для значимых сражений между христианством и вновь набиравшим силу исламом. В это время развернулась драма в истории славянских народов Балкан: турки-османы развернули активное и чересчур агрессивное завоевание территорий христианских княжеств. Битва на Косовом поле 1389 года, которая фактически стала гибелью для независимой Сербии и началом османского владычества на Балканском полуострове, заставила Сигизмунда обратить внимание на безопасность границ своего королевства.
Молодой и энергичный государь предпринял крестовые экспедиции против османов в надежде сдержать их натиск. В 1396 году рати Сигизмунда дали бой туркам в Никополе, но сам король едва не угодил в плен к завоевателям.
Серьёзная угроза нависла над Европой, на борьбу с которой должен был объединиться весь христианский мир. Король это прекрасно понимал, но духовный климат в Европе оставлял желать лучшего: после Авиньонского пленения пап начался Великий западный раскол. Борьба пап и антипап достигла апогея в 1408 году, когда о своём претенденте на апостольский престол заявила и Пиза. Во всю бушевала Столетняя война.
Обладание имперской короной и объединение враждующих сторон под её властью могло спасти не только Венгрию от турок-османов, но и всю Европу.
Несмотря на грамотно составленные завещания Карлом IV, империя не смогла избежать очередного эпизода борьбы за власть. Сигизмунд оставил своему двоюродному брату Иосифу Моравскому маркграфство Бранденбург, обладание которым давало возможность участвовать в избирательном процессе согласно «Золотой Булле». Король Венгрии считал, что он ещё имел право голоса. Кузен был явно против такого положения дел. Старшие братья Сигизмунда уже побывали на престоле и их правление отмечалось лишь обострением внутреимперских противоречий. К 1410 году согласия в ассамблее выборщиков так и не было: за Сигизмунда и за Иосифа голосовало одинаковое количество курфюрстов, вопрос оставался открытым из-за отсутствия голоса седьмого. Но внезапно Иосиф умер и не оставил наследника. 21 июля 1411 года ассамблея окончательно определилась с кандидатом на имперский престол. Корона легла на голову Сигизмунда.
13 октября 1413 года император выступил с инициативой созыва церковного собора. 9 декабря папа Иоанн XXIII принял предложение государя. Сбор назначили в городе Констанц. В декабре 1414 года собор начал свою работу. Это предприятие растянулось почти на три года: Иоанн XXIII был низложен, богослов Ян Гус был предан церковному суду и сожжён на костре, церковники приняли декрет Haec sancta, который призвал святого отца повиноваться воле церковного собора. Со сменой понтификов было покончено — 11 ноября 1417 года, наконец, был избран папа Мартин V.
Казалось, теперь можно было закрыть вопрос о единстве христианского мира.
Церковники фактически вынудили Сигизмунда стать хранителем мира и порядка в Европе. «Великая война» Тевтонского ордена с Польшей наделала немало шума. Поражение под Грюнвальдом 1410 года не устраивало немецких рыцарей. Однако чтобы наладить отношения с Ягайло, Сигизмунд подтвердил мир в Торуне в 1411 году. Кровопролитие было остановлено. В 1415 году император выступил за передачу Шлезвига Дании. Однако «мирная миссия» во Францию закончилась не совсем удачно: прибытие в Париж императора сопровождалось не вполне корректными ритуалами. Сигизмунд занял королевский трон в Генеральных Штатах, что ещё больше огорчило французов, потерпевших сокрушительное поражение при Азенкуре. 15 апреля 1416 года Император заключил альянс с английским монархом Генрихом V. Столетнюю войну Сигизмунду так и не удалось остановить.
Монарх не смог сберечь и Яна Гуса, для которого подписал охранную грамоту перед его появлением на Констанцском соборе. Чехи припомнили ему это во время визита в Прагу в 1420 году, когда Сигизмунд принял богемскую корону после смерти своего брата Вацлава IV. Среди подданных зрело недовольство: Богемия уже готова была бунтовать. Ему даже пришлось в срочном порядке покинуть Прагу. Гуситы без труда справились с крестоносцами, которых отправляли для их усмирения. Пожар восстания не могли потушить вплоть до 1431 года. Искусный дипломат Сигизмунд понимал, что с таким врагом лучше вести переговоры, чем сражаться. В итоге часть гуситов пошла на компромисс с властью, что позволило имперским войскам разгромить радикальных таборитов при Липанах 30 мая 1434 года.
Постепенно престиж империи при Сигизмунде был восстановлен, но, к сожалению, средств на великие свершения у государя совсем не хватало. Он брал кредиты и просил отсрочить их погашение. Монарх часто ходил в поношенной одежде. Введение военных налогов на борьбу с бунтовщиками-гуситами не дало результатов: у императора не было попросту налоговой базы. В попытке вернуть имперское имущество в городах он предложил учредить Верховный суд. Император постоянно был в разъездах: его дипломатические успехи, конечно, повышали престиж государства, но не помогали ему во внутренних делах империи.
В 1422 году он всё же позволил создавать дворянам союзы и принимать туда города. Это была достаточно важная попытка консолидировать знать, но она не помогла решить проблему диалектических противоречий между городом и селом. Горожане всё ещё считали мелкое дворянство разбойничьей шайкой.
На рейхстаге во Франкфурте в 1434 года Сигизмунд обозначил список бед империи (в нём было 16 пунктов), которые следовало решить. Намерения императора были встречены всеобщим одобрением, но, когда дело дошло до реализации программы, сразу начались горячие споры. Княжеская ассамблея через три года представила свой план реорганизации Священной Римской Империи, где значительно были расширены привилегия знати. Представители имперских городов не поддержали проект князей: переговоры зашли в тупик.
Устав от государственных дел и критики, Сигизмунд нашёл покой в почти родной Венгрии. 9 декабря 1437 года сердце императора перестало биться.
Источники