Решение баварского земельного правительства об обязательном присутствии крестов во всех официальных учреждениях региона вызвало неоднозначную реакцию в немецком обществе.
Кресты в ведомствах и госучреждениях Баварии висели на стенах много десятилетий подряд, не вызывая при этом никаких недоумений или протестов. Но десять лет назад на волне кампании о религиозном нейтралитете кресты и распятия в госорганизациях Свободного государства Баварии пришлось снять. Со сменой власти в земле и с приходом нового земельного правительства во главе с Маркусом Зёдером (Markus Söder) политический ветер опять сменил своё направление. Правящий кабинет на днях принял решение о том, что с первого июня кресты возвращаются: они будут установлены на входе во все государственные учреждения земли. В решении баварского кабинета особо подчёркивается, что кресты необходимо рассматривать не как религиозные, а как культурные символы. Нововведение должно выражать «баварские исторические и культурные традиции». Вот как прокомментировал новую ситуацию сам Маркус Зёдер: «Крест – основополагающий символ нашей баварской идентичности и нашего образа жизни. Он означает приверженность базовым ценностям любви к ближним, человеческого достоинства и толерантности».
Казалось бы, разумное и естественное решение для федеральной земли, где 6,5 миллиона человек причисляют себя к Римско-Католической церкви, а ещё 2,5 миллиона являются протестантами различных течений. Но вдруг решение баварского правительства попало под огонь критики. Причём критические высказывания стали раздаваться с той стороны, откуда их было меньше всего ожидать. Так, абсолютно неожиданно против присутствия крестов высказался не кто иной, как председатель Конференции немецкого епископата (DBK) архиепископ Райнхард Маркс (Reinhard Marx). То есть по сути «главный католик» Германии!
По убеждению кардинала, тот, кто видит в кресте только культурный символ, «тот ничего не понимает». При этом он считает, что указ баварского кабинета привнесёт в общество лишь «раскол, волнение и конфликты». «Повесить крест означает, что я хочу ориентироваться на слова Того, кто на кресте умер за весь мир», – отметил архиепископ, подчеркнув, что крест «никогда не должен использоваться вне тех целей, которые изначально в нём самом заложены». Понятно, что тем самым глава EKD указал на определённую политическую подоплёку решения Зёдера, которому 14 октября в качестве главного кандидата от Христианско-социального союза предстоит идти на земельные выборы.
Между тем, многие религиозные деятели поддержали инициативу баварских властей. Например, епископ католической церкви города Бамберга Людвиг Шик (Ludwig Schick) не видит здесь никакой проблемы. «Крест – это символ единения, примирения и согласия», – отметил священнослужитель. Со схожим заявлением выступил и председатель совета протестантской Евангелической церкви Германии Хайнрих Бедфорд-Штром (Heinrich Bedford-Strohm). По его словам, религию нельзя «изгонять» из личной жизни человека. Он высказал свою радость по поводу того, что крест по-прежнему играет для мироощущения баварцев большую роль. Руководитель Центрального совета евреев Германии Йозеф Шустер (Josef Schuster) со своей стороны отметил, что «в принципе, не имеет ничего против установки крестов в госучреждениях». Однако он хотел бы большей ясности в вопросе о том, какие смыслы в это вкладывает баварское правительство.
Неоднозначная реакция была по этому поводу и среди немецких политиков. Понятно, что представитель ХСС, министр МВД Баварии Йоахим Херрман (Joachim Herrmann) приветствовал решение правительства как «ясный сигнал для христианской традиции». А вот лидер Свободной демократической партии Германии Кристиан Линднер (Christian Lindner) считает, что аналогичным образом религию к политике партии пытается привязать и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdoğan).
Между тем, большинство жителей Германии (64 процента) высказываются сейчас против присутствия крестов в официальных учреждениях. Такие данные принёс опрос института общественного мнения Emnid, опубликованный 29 апреля. При этом идею вывешивать на стенах учреждений христианский религиозный символ поддержали только 29% участников социсследования. Любопытно, что среди католиков 48% высказались против крестов, а 38% – в их поддержку. У протестантов доля противников крестов в учреждениях составила 62%, а сторонников – 34%. Более 80% представителей других христианских конфессий, а также респондентов, не причисляющих себя ни к одной из них, также высказались против религиозного символа.