Византия сильно вышла вперёд благодаря императору Василию II Болгаробойце. В конце 10-го в. он пристально следит за Балканами. В это время в состав империи были включены территории Болгарии и Сербии. Впервые после правления Юстиниана Великого граница государства вновь проходила по реке Дунай.
Владения Византии в Южной Италии при Василии II были объединены в особую административную единицу — Катепанат Италии (Катепаникион Италиас). Во главе стояло должностное лицо — катепан. При катепане Георгии Маниаке византийцам удалось взять под контроль всю Сицилию. Маниак, по происхождению армянин, прославился боями с арабами за Эдессу. На занятых территориях империя ввела тяжёлую налоговую систему, которая привела к восстанию против новой власти. После этого был потерян контроль над Сицилией.
К середине 11-го в. италийские владения империи подверглись новой опасности. В 1045 г. норманны заняли едва ли ни все территории Византии в Италии. Империя оставила за собой лишь Бари, Отранто, Бриндизи и Тарент.
Норманны были угрозой не только для Византии, но и для Папства. Новое нашествие привело к сближению Константинополя и Рима. Басилевс Константин IX хотел заключить выгодный договор с апостольским престолом, однако константинопольские чиновники выступили против такого акта. Патриарх Михаил Керуларий пошёл на открытый разрыв между церквями и занял непримиримую позицию в отношении к Риму. Он совершенно не считался с политическими интересами империи и думал лишь о первенстве в духовной сфере. Патриарх Михаил запретил подчинение папе церквей и монастырей в Константинополе. Далее он начал распространять свою супрематию над церквями в Южной Италии. Наконец, Михаил окончательно отказался от признания любого верховенства римского папы над церквями Востока.
В 1054 г. между Римом и Константинополем происходит формальный разрыв -Великая Схизма, которая ослабила позиции Византийской империи в христианском мире.
В 1070-х гг. турки-сельджуки вторглись в восточные владения Византии. В 1071 г. в битве при Манцикерте они на голову разбили войска императора Романа IV Диогена. Государь попал в плен. Поражение византийцев было результатом предательства. Событие стало причиной потери принципиально важных территории в Малой Азии. Это была катастрофа, которая привела к нестабильности внутри империи.
Когда в 1081 г. к власти пришёл новый император Алексей I из династии Комнинов, византийская армия состояла всего из 500 человек. Положение осложнялось тем, что войска терпели одно поражение за другим и от турок, и от норманнов. Предводитель сицилийских норманнов Роберт Гвискар занял последние территории империи на Западе. Князья Хорватии объявили себя вассалами папы римского.
Империя искала помощь на Западе и призвала западных монархов организовать военную экспедицию против турок-сельджуков. После Манцикерта император Михаил VII Дука решил жениться на дочери Роберта Гвискара. В Византии выступили с осуждением этого союза. Норманн был оскорблён, и в 1081 году объявил войну империи. В битве при Диррахии сицилийские норманны нанесли сокрушительное поражение плохо вооруженной армии Алексея I Комнина.
Всё говорило о том, что у Византии не осталось никаких шансов, чтобы быть весомым игроком на политической арене. Оставалось лишь одно оружие — её дипломатия.
В 1082 г. Алексей Комнин заключил хрисовул (золотой договор) с Венецией. Венецианцы поддержали империю флотом, а взамен Византия предоставила купцам массу торговых привилегий и возможность организовать свой квартал в Константинополе.
Алексей I решил пойти на замирение с сельджуками. Он провёл активный набор сельджукских наемников. Поначалу эти шаги принесли положительные результаты, но в дальнейшем именно венецианцы и турки стали могильщиками империи. Также Комнин подкупил норманнскую знать на Сицилии. Элита подняла восстание против Гвискара, и он был вынужден остановить боевые действия на Балканах. Сын Роберта Боэмунд впоследствии был разбит византийскими войсками, и к 1085 г. наступление норманнов было остановлено.
Наконец, мольбы о помощи Алексея I были услышаны: с Запада пришло огромное рыцарское ополчение. Большая часть вождей крестоносцев изначально признала вассалитет от империи. Об этих событиях рассказывает сочинение принцессы Анны Комниной «Алексиада». В произведении была описана жизнь «варваров» с Запада и их отношения с византийским правительством. Некоторые вожди крестоносцев вели себя достаточно независимо по отношению к императору. При этом первый этап военной экспедиции был для Византии был наиболее важным, так как византийская армия исполняла главную роль. Крестоносцы скорее были на второстепенных ролях. У города Дорилея сельджуки были разбиты. К концу 11-го в. Византия вернула все свои малоазийские территории. Далее крестоносцы оказались предоставлены сами себе.
Образование государств крестоносцев окончательно разорвало договоры о вассальной зависимости между Византией и вождями крестового похода. Наиболее антивизантийскую позицию занимал Боэмунд Тарентский — правитель Антиохийского княжества. Именно он подталкивал папу римского и западноевропейские монархии к войне с Византией. Византийский император договорился с сельджуками. Боэмунду ничего не оставалась, как пойти на подписание Девольского мирного договора с Византией в 1108 г. Крестоносцы отказались от притязаний на Киликию.
Источники