Один из парадоксов Средневековья заключается в том, что видные священнослужители не раз участвовали в военных кампаниях и даже выступали на поле боя. В ряду таких прославленных воинов-прелатов наряду с Одо из Байё и Геро Магдебургским стоит кардинал Хиль Альборнос. Посмотрим, как сложилась судьба испанца и каких успехов он достиг, выполняя свой долг перед понтификом.
Карьера Хиля Альвареса Каррильо д’Альборноса (1310–1367 годы) началась при королевском дворе Кастилии, где он достиг должности канцлера и руководителя финансового ведомства. Будучи клириком, Альборнос вдобавок к государственным должностям был вознаграждён постом архиепископа Толедо. В условиях продолжавшейся Реконкисты молодому епископу приходилось непосредственно участвовать в таких значимых военных операциях как сражение на реке Саладо (1340 год), захват Альхесираса (1344 год) и осада Гибралтара (1349–1350 годы). После этого Альборнос, приобретший колоссальный дипломатический и организационный опыт, был вызван в Авиньон, где получил кардинальскую шапку.
У семьи Альборнос не сложились отношения со вступившим на кастильский престол в 1350 году Педро Жестоким, поэтому служба в папской курии оказалась шансом реализовать таланты опытного управленца. В курии задумали использовать политические и военные способности испанского клирика в Папской области, правители отдельных городов которой фактически являлись независимыми синьорами. С 1309 года резиденция римских пап располагалась в Авиньоне. Затянувшееся на несколько десятилетий Авиньонское пленение привело не только к упадку некогда величественного Рима, но и к ослаблению власти понтификов в регионе. Надевший в 1352 году папскую тиару Иннокентий VI решил изменить эту ситуацию и направить Альборноса в Италию в качестве легата и генерального викария (наместника) Папской области.
Персональные качества испанца как нельзя лучше подходили для выполнения задачи по восстановлению авторитета римской церкви. Хладнокровный, настойчивый и трезво мыслящий Альборнос должен был привести к покорности многочисленных итальянских синьоров.
В какой-то мере назначение священнослужителя на административный пост продолжало традицию прежних пап, которые своими наместниками назначали госпитальеров и тамплиеров. Участвовавший в боевых операциях кардинал мог при необходимости использовать силу, а его качества переговорщика обеспечивали тот самый «пряник», который мог привести мятежников к покорности.
В середине сентября 1353 года Альборнос прибыл в Милан, где встретился с правителем города архиепископом Джованни Висконти. Тот обещал кардиналу финансовую помощь на условиях передачи ему в управление папского города Болоньи. Получив необходимую поддержку, Альборнос переехал на территорию Папской области. По его собственным словам, он обнаружил там только одну верную понтифику крепость (Монтефьясконе) и только одного верного подданного (её коменданта Джордано Орсини). Проведя в Монтефьясконе зиму в попытках набрать солдат для ведения кампании, весной следующего года «ангел мира» приступил к выполнению основной задачи.
Первым объектом его действий стал Джованни ди Вико, правитель Витербо и Орвието. Отрезав Витербо от основных сил Вико, папские войска осадили Орвието. Напротив города были построены два земляных укрепления (бастиды). В итоге в июле 1354 года Орвието признал власть легата. К концу того же года ему подчинился Спелло.
Опорой обновлённой власти понтифика и его наместника в Папской области должны были стать крепости во вновь покорённых городах. Альборнос начал строительство крепости в Витербо, а позже распространил эту практику и на другие места. Тем самым он фактически повторял политику тех самых правивших посредством прямого насилия «тиранов», против которых боролся. Однако в условиях анархии в Папской области это был лучший вариант поведения.
В свите прибывшего на Апеннинский полуостров Альборноса находился Кола ди Риенцо — изгнанный из Вечного города «народный трибун» и сенатор, боровшийся с засильем римских баронов. Помимо Колонна, Орсини и других аристократов власть в Риме оспаривали «второй трибун» Томмазо Барончелли и глава наёмников Жан Монреаль дю Бар (по-итальянски его звали Джованни Монреале д’Альбарно), известный как фра Мориале.
Альборнос достаточно быстро разобрался в хитросплетениях римской политики. Он заключил союз с гвельфским родом Орсини и восстановил Кола ди Риенцо в качестве правителя Рима. Возвращение Риенцо на какое-то время положило конец анархии. Сначала Альборнос и Риенцо использовали Великую компанию наёмников в борьбе против Вико и римских баронов, а затем избавились от её вождя. Фра Мориале был приглашён в Рим, где его арестовали и казнили.
В 1354 и 1355 годах ситуацию в Италии всколыхнул приезд германского короля Карла IV Люксембурга, желавшего по традиции короноваться в Риме императорской короной. Однако надежды на то, что король поможет церкви деньгами или солдатами, не оправдались. Получив императорскую корону, Карл IV вернулся в Германию вместе со своим войском.
«Народный трибун» и ставленник легата Кола ди Риенцо недолго удерживал власть. Увеличение налогового гнёта вызвало недовольство римлян, и этим воспользовались аристократы Колонна и Савелли. В городе произошёл мятеж, в результате которого Кола был убит.
Следующими областями, которые Альборнос стал приводить к покорности, стали Анконская марка (в настоящее время — Марке) и Романья. Наиболее ожесточённой оказалась борьба против правителя Римини и Пезаро Галеотто Малатеста. Он без всяких колебаний применял силу против папских чиновников и священнослужителей и заключил в тюрьму епископа Асколи, заслужив в Авиньоне прозвище «бича Божьего, худшего, чем Тотила». Начатый по нормам канонического права процесс против Малатеста затянулся.
Тогда Альборнос перешёл к боевым действиям. Легенда гласит, что, встретив войско кардинала у Реканати, мессер Галеотто предложил спасти жизни солдат, встретившись на поле боя в единоличном поединке. Легат ответил:
«Вот я здесь, готов на поле [боя]; я встречусь с тобой лицом к лицу. Пусть [Галеотто] остаётся там, где находится».
Тем не менее войско Малатеста отошло к городку Петерно, близ Анконы, где и было разбито папской армией 29 апреля 1355 года.
При посредничестве влиятельного неаполитанского придворного Никколо Аччайоли стороны заключили мир, по условиям которого Малатеста получил 10-летний апостольский викариат над Римини и тремя другими городами, которыми он фактически правил. В обмен на признание власти он обязался выплачивать 6000 золотых дукатов в год и выставлять сотню всадников на службу в пределах Романьи и Марке. В ситуации Италии середины XIV века модель викариата в отношении полунезависимых синьоров являлась действенным механизмом привлечения последних на сторону пап. Получаемые от Малатеста дань и воинский контингент позволяли легату держать большое войско для дальнейшего укрепления власти понтифика в его владениях.
Заключив с церковью мир, Галеотто Малатеста стал гонфалоньером папских войск.
Примеру Малатеста последовали другие влиятельные романьольские семейства из гвельфской партии: Полента в Равенне и Манфреди в Фаэнце (правда, последние не получили викариата). После них настал черёд гибеллинов: Монтефельтро из Урбино, Джованни да Мольяно из Фермо, республиканских властей Анконы.
Затруднение представлял род Орделаффи, «владевший множеством городов, принадлежавших церкви». Франческо Орделаффи и его супруга Чиа дельи Убальдини яростно сопротивлялись попыткам подчинить их. Иннокентий VI был вынужден провозгласить против них крестовый поход. Подобно рыцарям, Мадонна Чиа носила доспехи и лично возглавила оборону Чезены от папских войск. Она была вынуждена сдаться из-за предательства горожан-гвельфов, а также действий осадных орудий и сапёров. Сам Франческо сражался против коалиции апостольских викариев до июля 1359 года.
Итак, активные и решительные действия папского легата привели к укреплению светской власти главы церкви. Также была упорядочена нормативная база управления папскими провинциями. В апреле 1357 года в городе Фано Альборнос издал «Конституции» — свод публичного права, действовавший на территории Папской области вплоть до начала XIX века. Этот свод способствовал централизации системы управления.
На протяжении нескольких лет Альборнос вёл военные действия и организовывал переход под папскую власть территорий в Романье, Марке и Лацио. Такая активность в прямом смысле стоила дорого: за 1353–1357 годы кардинал потратил 560 000 флоринов, пересланных ему из папской казны в Авиньоне. К концу этого периода ежемесячные траты достигали 40 000 флоринов.
Очевидно, что главным источником трат было войско. Летом 1354 года Альборнос содержал 30 отрядов общей численностью в 300 кавалеристов, в 1355 году — 50 отрядов и тысячу кавалеристов, а в 1356–1357 годах — около 100 отрядов и более 2000 всадников. Кардинал предпочитал нанимать венгерских и немецких солдат.
Значительных расходов требовал подкуп Великой компании. После смерти фра Мориале остались другие капитаны наёмников, которые даже после разгрома 26–27 июля 1357 года объединёнными папско-флорентийскими войсками оставались достаточно сильными и угрожали папским землям.
В начале легатства Альборноса отношения пап с правившим в Милане родом Висконти носили миролюбивый и дружественный характер. Висконти имели своих друзей в курии (например, влиятельного кардинала Талейрана) и при неаполитанском дворе (принц Роберт Дураццо взял в жёны представительницу Висконти). В какой-то степени Висконти являлись опорой пап на севере Италии, обеспечивая там порядок после кровопролитных войн с флорентийцами.
Смерть архиепископа Джованни 3 октября 1354 года изменила всё. Преемниками прелата стали его племянники, но с их властью не согласился наместник Болоньи, поднявший мятеж. Некоторые папские советники пришли к мысли о том, что эти события можно использовать в своих интересах и вернуть Болонью под непосредственный контроль. Кардинал-легат придерживался того же мнения.
В сентябре 1356 года Бернабо Висконти попросил у папы военную поддержку, чтобы вернуть Болонью под свою власть. Иннокентий VI отказался принять решение и передал вопрос на усмотрение Альборноса. Однако в сентябре 1357 года кардинал уехал в Авиньон, а в Италии его сменил новый легат — настоятель аббатства Клюни Андруан де ла Рош. В отношении Висконти де ла Рош был настроен примирительно. Он обещал Бернабо помощь в восстановлении власти над Болоньей и наделении постом викария. К сожалению, де ла Рошу не хватало способностей и опыта Альборноса. Папа был вынужден восстановить того в должности и в сентябре 1358 года вновь направить в Италию. Его главной задачей стало разрешение Болонского кризиса.
Предложенное Альборносом решение следовало его общей политике привлечения синьоров на сторону понтифика, но в то же время ослабляло излишне усилившихся Висконти. Кардинал убедил мятежного викария Болоньи Джованни Висконти ди Оледджо сдаться и вернуть город церкви в обмен на викариат в городке Фермо. 17 марта 1360 года племянник кардинала Гомес Гарсия вступил в Болонью в качестве нового ректора (наместника). Протесты со стороны Висконти папа Иннокентий отклонил.
Недовольные папским решением Висконти продолжили войну, теперь уже против римской церкви. Летом 1361 года папские войска одержали победу при Сан-Руффило. Новый папа Урбан V (с сентября 1362 года) подтвердил верность прежней политике, объявив Висконти еретиками. Так начался второй крестовый поход Альборноса.
В этой войне на стороне папского легата были правители Вероны делла Скала и правители Феррары Эсте. В 1361–1363 годах враждующие армии несколько раз проходили по Романье и Эмилии, дополняя мор от Чёрной смерти бедствиями военного времени. Война сопровождалась невиданными ранее жестокостями. Например, захватив в августе 1360 года городок Коринальдо, Галеотто Малатеста расправился со 170 пленниками — как мужчинами, так и женщинами. Последний оплот Орделаффи, городок Форлимпополи, был полностью разрушен на глазах у его жителей. Епископскую кафедру при этом перенесли из Форлимпополи в Бертиноро.
Крупнейшим поражением ломбардских войск стало сражение у бастиды Солария близ Модены 9 апреля 1363 года. Однако после этого Фортуна отвернулась от папской лиги. Делла Скала вышли из её состава, а Венеция напала на владения другого участника союза — падуанского синьора Франческо да Каррара.
Наконец, интерес самого папы к войне в Италии угас после приезда в Авиньон посланца кипрского короля, призывавшего к крестовому походу в Леванте. В итоге летом 1363 года начались переговоры с Бернабо Висконти и год спустя был заключён мир. Висконти должны были оплатить церкви военные расходы в размере 500 000 флоринов. Церковь сохраняла фактическую власть над Болоньей, но Бернабо оставлял за собой титул папского викария.
Завершив трудное дело по возвращению Болоньи под власть церкви, Альборнос попросил о назначении легатом в Неаполь. Но прежде чем отбыть в южную столицу, следовало решить трудную проблему Великой компании наёмников, к которым в это время присоединились английские солдаты, распущенные после заключённого в 1360 году мира в Бретиньи. Бродившие по территории Италии наёмники причиняли немало бед. Избавление от мародёров имело тем большее значение, что папа решил наконец-то покинуть Авиньон и посетить Рим. Прокляв наёмников своей буллой от 13 апреля 1363 года, Урбан V призвал итальянские государства объединиться для борьбы против этой напасти.
Увы, избавление от наёмников оказалось непосильной задачей. Альборнос обещал их предводителю Джону Хоквуду 160 000 флоринов и сотню английских луков в обмен на перемирие в шесть месяцев. Однако это решение давало лишь передышку. Идея направить английских солдат в крестовый поход была явной химерой.
Между тем Альборнос прибыл в Неаполь с инструкциями реформировать южноитальянское королевство. Он сразу же продемонстрировал свой тяжёлый характер, собрав неаполитанских баронов и потребовав от них изгнать еретиков-патаренов, проживавших на землях королевского домена. Как обычно, политическое неповиновение объявлялось ересью. Однако местная знать отказалась дать клятву расправляться с еретиками, и кардинал в гневе бросил свою шляпу на землю.
Попытка сформировать коалицию против компаний наёмников также потерпела неудачу. Хотя формально лига была создана в сентябре 1366 года, реального политического значения она не имела.
Вершиной карьеры Альборноса должна была стать встреча с папой в умиротворённой Италии. К сожалению, ему не суждено было дожить до этого события. Поспешивший навстречу понтифику Альборнос скончался, так и не увидев папу, 22 августа 1367 года.
Безусловно, кардинал, будучи умелым политиком и опытным военачальником, многое сделал для того, чтобы укрепить Папскую державу на Апеннинском полуострове и вернуть мир между итальянскими государствами. Не случайно в своём трактате «О войне» Иоанн из Витербо сравнил Альборноса с ветхозаветным царём Ахавом. В какой-то степени успехи кардинала привели к недовольству со стороны ряда синьоров и республик. Однако главной неудачей Альборноса было то, что компании наёмников оставались серьёзной угрозой для простых итальянцев.
Литература: