Восковые глаза и старые костыли: что в Средневековье дарили святым?

  • 27/12/2021
  • Михаил Майзульс

arzamas.academy

В Средневековье католические церкви были завешаны восковыми ногами, руками и головами, серебряными глазами, железными коровами и лошадьми, фигурками младенцев, старыми костылями и кандалами, ночными рубашками и доспехами, моделями кораблей, а также расписными табличками: на них в кроватях лежат больные, волны бросают суда на скалы, а разбойники атакуют путников. Сегодня с теми же целями во многих храмах люди вешают собственные фотографии или фото родных. Что это за предметы и почему их несли святым?

В 1272 году у чесальщицы шерсти по имени Оранж де Фонтене, которая 30 лет прожила в Париже, начала отниматься рука. Четыре года промучившись, она по совету знакомых решила отправиться за исцелением в аббатство Сен-Дени — к гробнице короля Людовика IX, который в 1270 году скончался в Тунисе во время Восьмого крестового похода. Его еще при жизни начали почитать как святого, а когда кости короля привезли во Фран­цию, молва разнесла, что они творят чудеса и исцеляют толпы недужных. В 1297 году папа Бонифаций VIII его официально канонизировал.

Исповедавшись священнику в церкви Сен-Жерве, Оранж дала обет, что отправится босиком к могиле Людовика и принесет ему восковую свечу такой же длины и ширины, как ее больная рука. А если умерший монарх услышит ее молитвы и она излечится, то отблагодарит его вторым даром — рукой из воска. Молясь у гроба и держа над ним парализованную конеч­ность, Оранж внезапно почувствовала страшную боль и вскоре исцелилась.

Эта история, среди множества прочих чудес, была пересказана Гийомом де Сен-Патю (1250–1315) — монахом-францисканцем, который был испо­ведником королевы Маргариты Прованской, жены Людовика, а потом их дочери Бланки. На миниатюре со сценой исцеления Оранж мы видим, как она несет к гробнице святого Людовика руку из желтого воска. Ее собст­венная правая рука еще черна от болезни. Впереди нее на коленях стоит женщина с молитвенно сложенными руками. Возможно, это она же, но уже после исцеления. Тогда мастер совместил в одной сцене два эпизода истории. Над гробницей закреплен шест, а на нем, как в тысячах средневековых храмов, висят дары: похожая рука, дарованная каким-то другим паломником (а может, это как раз та рука, которую принесла Оранж), а также два костыля и свеча, скрученная в спираль.

Продолжение здесь.