Шумерский храм был заброшен около 1750 г. до н. э., но восстановлен в эпоху Александра Великого
БАГДАД. Одним из последних действий Александра Великого перед смертью в возрасте 32 лет, возможно, было посвящение греческого храма в честь древних богов с одновременным подтверждением своего божественного статуса, сообщает интернет-издание Аncient-origins.
Об этом сообщили археологи Британского музея, работающие в древнем городе Гирсу на юге Ирака, которые раскопали шумерский храм возрастом 4000 лет. Более поздние греческие надписи, чрезвычайно загадочные и трудные для оценки, до сих пор были камнем преткновения для команды археологов.
Гирсу, также известный как Тирис, был древним шумерским городом, расположенным в южной Месопотамии, на территории современного Ирака. Город процветал в раннединастический период и период Ура III шумерской истории, примерно между 26 и 21 веками до нашей эры. Гирсу был значимым городом шумерской цивилизации и сыграл решающую роль в развитии ранней месопотамской культуры.
Раскопки храма указывают на то, что люди, жившие во времена Александра Македонского, знали о древней истории этого места. Это заброшенное место, бездействовавшее на протяжении тысячелетий, намекает на существование точных исторических знаний и культурной памяти в древних обществах, которые традиционно считались «примитивными».
Храм был заброшен около 1750 г. до н. э., более чем за тысячелетие до рождения Александра Великого.
«Это действительно потрясающе. Наши открытия относят более поздний храм к жизни Александра. Мы нашли подношения, виды подношений, которые приносили после битвы, фигурки солдат и кавалеристов. Есть вероятность — мы никогда не узнаем наверняка, — что он мог прийти сюда, когда вернулся в Вавилон, незадолго до своей смерти», – отмечают археологи, участвовавшие в раскопках.
После того, как раскопки начались в 19 веке, возникли предположения о присутствии на этом месте не только шумерского, но и более позднего греческого сооружения, вызванные обнаружением загадочной таблички. На табличке, написанной на греческом и арамейском языках, была надпись: «Адад-надин-ахе», что переводится как «Даритель двух братьев».
Исследователей заинтриговал временной диссонанс: храм пришел в запустение около 1750 г. до н. э., более чем за тысячу лет до рождения Александра. Доктор Рей предполагает, что греки, включая, возможно, последователей Александра, основали на древних землях свой собственный храм, чтобы, возможно, утвердить божественность Александра.
Экспедиция Британского музея в числе прочих многочисленных находок нашла серебряную монету драхму, отчеканенную войсками Александра в 330-х годах до нашей эры. Эти временные рамки соответствуют о времени жизни Александра Македонского и совпадают с периодом, последовавшим после его победы над персами, которые ранее владели этим регионом, сообщает The Daily Mail.
Это открытие усиливает гипотезу о том, что греки, возможно, под влиянием Александра, действительно основали храм на древнем месте. После своих завоеваний греки оставили неизгладимый след в регионе, в том числе построили религиозные сооружения в память о триумфах своего лидера.
Алтарь с подношениями, обычно встречающийся в греческих храмах, также включал терракотовых кавалеристов, очень похожих на т.н. «кавалерию компаньонов», составлявшую личную охрану молодого завоевателя, что было еще одной прямой связью с Александром.
Доктор Рей добавил, что увлечение Александра мифическими силачами, особенно Гераклом-Геркулесом, возможно, побудило его искать шумерский эквивалент. Идентифицируя Нингирсу, фигуру, имеющую параллели с Гераклом и связанную с завершением «Двенадцати подвигов», Александр, вероятно, уловил связь между этими греческим и шумерским божествами. Объявив себя сыном Зевса в Египте, он позиционировал себя как брат Геракла и, потенциально, Нингирсу.
В этом контексте загадочная надпись «даритель двух братьев» интерпретируется доктором Реем как отсылка к Зевсу, предполагаемому отцу Александра и Геркулеса, как к дарителю этих двух знаковых фигур, сообщает The Grek Reporter . Считается, что Александр, расспрашивая об эквиваленте Геркулеса в Месопотамии, мог быть направлен в Гирсу как дом Нингирсу, что побудило его основать священное место в честь этой вновь обретенной связи.
Признание Гирсу местом обитания бога является показателем глубокой культурной памяти местного населения. Более поздний эллинистический храм, построенный на древнем месте, возможно, был основан во время возвращения Александра из индийской кампании, незадолго до его смерти в 323 году до нашей эры.
Это хронологически согласуется с идеей о том, что Александр, под влиянием своего стремления связать греческую и шумерскую мифологии, стремился оставить неизгладимый след в регионе, построив храм, посвященный своему предполагаемому божественному происхождению.
«Это место чтит Зевса и двух божественных сыновей. Сыновья — Геракл и Александр. Именно об этом говорят эти открытия», — заключил доктор Рей.