ВАШИНГТОН. В недавно опубликованном докладе Pew Research Center сообщается, что в мире становится больше юридических ограничений, разного рода дискриминации и репрессий в отношении религиозных сообществ и отдельных представителей этих сообществ.
При этом авторы доклада особенно подчёркивают, что число ограничений, налагаемых на религию, насилия и преследований в отношении практикующих верующих с 2007 года стремительно возросло как в авторитарных странах, так и в странах либеральной демократии, в частности в тех же Западной и Центральной частях Европы.
Согласно отчету, 52 правительства, включая Китай, Индонезию и Россию, устанавливают «высокий» или «очень высокий уровень» ограничения на религию по сравнению с 2007 годом, когда в список таких стран входило только 40 государств. Странами с самым низким уровнем религиозных ограничений остаются Южная Африка, Япония, Филиппины, Бразилия и Южная Корея.
Согласно докладу, с 2007 года наибольший всплеск враждебности и давления в отношении религиозных меньшинств произошел в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В Европе количество стран, которые, согласно сообщениям, осуществляют запретительную политику и проявляют враждебность в отношении религии, к 2017 году возросло с 21 до 33.
Авторы доклада утверждают, что в Европе в 20 странах были наложены ограничения на религиозную одежду, в том числе на те виды одежды, которые связаны с сокрытием лица, используемые некоторыми женщинами-мусульманками. По сравнению с 2007 годом произошло многократное увеличение такого рода стран (по сравнению с пятью в 2007 г.).
Анализируя ограничения и запреты, налагаемые на исповедание религии в 198 странах и в регионах мира за десятилетие – с 2007 по 2017 гг., исследователи, в первую очередь, оценивают положение в той или иной стране или регионе по 10-балльной шкале по совокупности двух индексов – по степени ограничения, устанавливаемой правительством, а также по степени негативного отношения в обществе (в том числе религиозного большинства к религиозным меньшинствам в стране), где 0 – наименьшая степень, 10 – наивысшая.
Рост ограничений религиозной свободы наблюдается всего на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В анализируемый период, то есть с 2007 по 2017 годы, в этом регионе степень ограничений свободы религии со стороны власти от 5,9 до 7,0 баллов.
Уровень этих ограничений здесь выше, чем в других регионах, хотя после первоначального роста в 2007-2008 годах общий уровень правительственных законов и политики, ограничивающих свободу вероисповедания, был там относительно стабильным.
В других регионах в последнее время наблюдалось увеличение количества ограничений в этой категории, особенно в странах Африки к югу от Сахары, где в период с 2014 по 2017 год наблюдается резкий рост числа правительственных законы и политики, ограничивающей свободу вероисповедания, и негативных общественных настроений в отношении к религиозным меньшинствам и религии вообще. В странах Тропической Африки (к югу от Сахары) исследователями отмечается рост с 2007 по 2017 годы по этим параметрам с 2,8 до 3,7 баллов. Несколько меньший рост ограничительной политики правительств отмечается в Азиатско-Тихоокеанском регионе – с 4,0 до 4,8 баллов. Далее идут Европа и регион обеих Америк. В Европе зафиксировано увеличение притеснений и общественного негатива в отношении религии на 0.7 балла (с 3,4 до 4,1), а в Америках – лишь на 0.5 (2,6 до 3,1). То есть Америки сохраняют за собой звание самых свободных в отношении государственной религиозной политики и толерантности общественных настроений. В масштабе всего мира авторами доклада отмечена тенденция роста притеснений и ограничений религиозной свободы за указанное десятилетие на 0,8 балла – с 3,5 до 4,3.
Прежде всего, эти ограничения касаются правил государственной регистрации религиозных сообществ, что является важнейшей составляющей при оценке ситуации в разных регионах мира. Во многих странах требуется определенная форма регистрации религиозных групп, и по крайней мере четыре из десяти стран Северной и Южной Америки и более половины стран Африки к югу от Сахары, Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы прошли процесс регистрации в 2017 году. что, как минимум, отрицательно сказалось на способности некоторых групп осуществлять свою религиозную деятельность. На Ближнем Востоке и в Северной Африке это имело место более чем в восьми из десяти стран.
В докладе, кроме вышеуказанного наиболее очевидного аспекта ограничений свободы вероисповедания, представлено ещё несколько критериев, по которым оценивается неблагополучие в религиозной политике разных стран. Так имеется индекс законодательных ограничений на религиозную активность и самовыражение. Здесь самый быстрый рост наблюдается в Европе (повышение этого индекса на 1,5 балла с 1,5 до 3 за десять лет). Хотя Ближний Восток и Северная Африка сохраняют лидерство по общим показателям и здесь – 6,3 балла из 10 и по росту ограничений отстаёт лишь от только что упомянутой Европы. Другие ещё критерии это: фаворитизм некоторых религиозных общин в стране (так называемое выделение титульных или традиционных религий); незаконное проявление мер давления и ущемление прав религиозных меньшинств со стороны государственных органов, и т. д.
Случаи преследования, дискриминации и давления на христиан в 2017 году происходили в 143 странах, а мусульмане подверглись преследованиям в 140 странах. В исследовании указывается, что сюда относятся и военные действия, сопровождаемые насилием и преследование со стороны частных лиц и вооруженных групп.
В докладе приводится множество отдельных примеров дискриминации, преследований, давления на религиозные сообщества и прямого насилия над ними в разных странах. В отчете, посвящённом ситуации с религией в Германии, говорится, что тысячи беженцев были вынуждены принять Христианство, из-за угрозы депортации, «стимулируя их, предлагая ускоренное крещение, бесплатный обед и транспортные расходы».
При мониторинге стран Азии исследователи PewCenterобращают внимание на преследования сотен тысяч уйгурских мусульман в Китае, которые были отправлены в так называемые «лагеря перевоспитания», а также на Мьянму, где сотни тысяч мусульман рохинджа были вынуждены покинуть свои дома из-за жестоких преследований и расправ со стороны военных.
ООН называет рохинджа самыми преследуемым народом в мире. В прошлом месяце ООН обвинила правительство Мьянмы в проведении «политики апартеида». По данным AmnestyInternational, более 750 000 беженцев из рохинджа, в основном женщины и дети, покинули Мьянму и пересекли границу Республики Бангладеш.
Странами с самыми большими ограничениями деятельности религиозных организаций являются в числе первых трёх – Китай, Мальдивы и Казахстан. В десятку таких государств вошли ещё три страны, бывшие советские республики: Туркменистан, Азербайджан и Узбекистан.