В Нью-Дели (Индия) власти снесли постройки мусульманских владельцев, в том числе пристройки к мечетям

  • 25/04/2022
  • Сергей Игнатов

sedmitza.ru

Правозащитники считают это актом мести после 10-дневных столкновения буддистов и мусульман на праздники, когда многие были арестованы

НЬЮ-ДЕЛИ.  В этом крупнейшем городе Индии власти бульдозерами снесли постройки мусульманских владельцев, в том числе торговые ларьки, магазины и пристройки к мечетям, и правозащитники считают это актом мести после 10-дневных столкновений индуистов и мусульман на праздники, когда многие были арестованы, сообщает apnews.

Власти продолжали снос объектов мусульманской недвижимости в городе до 20 апреля, когда Верховный суд Индии вынес решение об остановке сноса. Владельцы магазинов и ларьков продолжают безнадежные поиски и раскопки в развалинах в надежде отыскать и спасти хоть что-то из своего жалкого имущества. До вступления решения суда в силу, муниципальные службы продолжали сносить постройки под охраной военизированных спецслужб, в том числе снесли и пристройку с лестницей у входа в мечеть. Отвальные ножи бульдозеров и ковши тракторов продолжали свое безжалостное движение по обочине дороги и замерли неподалеку от входа в индуистский храм, примерно в 50 метрах от пострадавшей мечети, а затем начали отступление. Акция вызвала возмущение у мусульманских жителей города, считающих, что именно они стали целью этой акции.

Антиисламские волнения бушевали по всей Индии в последнюю праздничную декаду. Толпы радикальных индуистов и мусульман забрасывали друг друга камнями во время религиозных процессий, после чего в одном из штатов начали снос мусульманской собственности еще за неделю до событий в Нью-Дели. Полиция арестовала 24 подозреваемых с тех пор, как 16 апреля во время индуистской религиозной процессии на праздник рождества индуистского бога Ханумана в северо-западном районе Джахангирпури в Нью-Дели вспыхнули межрелигиозные столкновения. Индуисты и мусульмане забрасывали друг друга камнями, поджигали машины и мотоциклы, а полиция пыталась им помешать, в результате чего восемь полицейских и один гражданин получили ранения, по сообщениям местных СМИ.

Чиновники утверждают, что мероприятия по сносу мусульманской собственности не имеют никакой религиозной мотивировки, поскольку их целью являются незаконно возведенные сооружения, а совсем не какая-то конкретная религиозная община. Однако правозащитники не сомневаются, что это очередная акция травли мусульман и отмщения им за участие исламских радикалов в беспорядках. Мусульмане считаются религиозным меньшинством в стране – на их долю приходится порядка 14% в 1,4-миллиардном населении, исповедующем в подавляющем большинстве индуизм. Религиозная поляризация и напряженность в стране особенно обострилась и непрерывно растет после прихода к власти радикальной индуистской националистической партии Бхаратия Джаната (БДП) и ее лидера Нарендры Моди в качестве премьер-министра.

Утром 20 апреля бульдозеры, колесные трактора с ковшами и грейдеры снесли цепочку магазинов и торговых ларьков на обочине дороги в Джахангирпури, а их владельцы с отчаянием и возмущением наблюдали из окон своих домов по соседству, как рушатся, грузятся на грузовики и вывозятся остатки их надежд на благополучную жизнь. «Они не хотят, чтобы мусульмане жили в этой стране, почему? – вопрошает в слезах 31-летняя Сабиран Биби (Sabiran Bibi), прожившая на этой улице всю свою жизнь. – Неужели они считают всех мусульман террористами?»

Раджа Икбал Сингх (Raja Iqbal Singh), мэр муниципальной службы Северного Дели, в которой подавляющее большинство принадлежит партии БДП, утверждает, что власти всего лишь «сносят незаконные постройки, мешающие безопасности дорожного движения». Это мероприятие, по его словам, никак не связано с прокатившимися по стране беспорядками, хотя многие магазины и торговые ларьки принадлежат мусульманам, которых считают зачинщиками и участниками беспорядков. Снос начался после того, как этот район на северо-западе Нью-Дели оцепили и оснастили заграждениями военизированные спецслужбы в униформе. «Я призвал муниципальную службу принять решительные меры против незаконной застройки и посягательств бунтовщиков, – написал за день до сноса в Твиттере глава городской ячейки БДП Адеш Гупта (Adesh Gupta). – Я рад отметить, что служба оперативно и действенно отреагировала на этот призыв».

Власти всеми силами пытаются выдать снос за «плановое мероприятие», однако правозащитники указывают на распоряжение Гупты и «случайное совпадение» срока сноса с беспорядками, ибо он случился явно по результатам «разбора полетов» властями – через четыре дня после вспышки насилия в районе. Рахул Ганди (Rahul Gandhi), лидер оппозиционной партии Конгресса, назвал акцию сноса «разрушением конституционных ценностей Индии» и «преследованием бедных и обездоленных меньшинств, поощряемым правительством». «Вместо этой бессмысленной акции, вносящей раскол в наши общины, БДП давно пора бы снести бульдозерами ненависть в собственных сердцах», – пишет политик в Твиттере.

Такая же акция по сносу мусульманской недвижимости прошла неделей ранее в городе Харгон в центральной части штата Мадхья-Прадеш после того, как 10 апреля индуистское шествие по случаю рождества Рамы переросло в насилия. Толпы фанатичных индуистов, размахивающих мечами, ножами и палками, демонстративно прошли по мусульманским кварталам мимо мечетей. По данным полиции, вскоре группы обезумевшей молодежи обеих общин принялись метать друг в друга камни и палки и поджигать машины. На следующий день, по поручению властей, муниципальные службы снесли бульдозерами порядка 45 жилых домов и магазинов в пяти районах Харгона, подавляющее большинство которых, по сообщениям местных СМИ, принадлежали мусульманам. «Мы всего лишь снесли незаконные сооружения, возведенные на самовольно захваченных участках земли, причем они принадлежали представителям обеих [религиозных] общин», – заявил тогда в интервью изданию Indian Express П. Ануграха (Anugraha), глава окружной службы учета и регистрации объектов недвижимости.