В рамках дела об изнасилованиях несовершеннолетних полиция Чили провела девять обысков в структурах Католической церкви. Последний из них состоялся 10 августа в офисе епископа Сантьяго Сильвы – главы конференции католических епископов Чили и капелланской службы Чилийских вооруженных сил. Reuters сообщает, что обыск был санкционирован министром обороны страны и главнокомандующим вооруженными силами. Прокурор коммуны О’Хиггинс Эмилиано Ариас, ведущий расследование, заявляет: представители церкви целенаправленно уничтожали доказательства, которые могли бы пролить свет на их преступления.
Обыск у главы военного духовенства стал прямым следствием того, что чилийский закон об отделении церкви от государства предписывает, что священнослужители не обязаны информировать полицию о преступлениях, совершенных внутри церкви. Прокурор Ариас считает, что исполнения гражданского долга ему проще будет добиться от капелланов, носящих воинские звания: «В отличие от всех остальных представителей духовенства членство в вооруженных силах обязывает их сообщать о преступлениях», – приводит слова прокурора Reuters.
Визит папы Римского Франциска в Чили в январе с.г. сложно назвать успешным. За несколько дней до прибытия понтифика неизвестные подожгли три католических храма в столице страны Сантьяго, а еще в одном сработало взрывное устройство. На месте преступления полиция обнаружила разбросанные листовки с угрозой: «Франциск! Следующая бомба окажется в твоей сутане!» (см. подробности в «НГР» от 17.01.18). Поездку папы по стране сопровождали массовые протесты, вызванные затянувшимся «педофильским» скандалом вокруг епископа города Осорно Хуана Барроса. Скандал далек от завершения, несмотря на подписанное Франциском 11 июня прошение епископа об отставке.
Напомним, что верующие неоднократно выступали против Хуана Барроса, назначенного папой епископом в 2015 году. Его считали соучастником его наставника, священника Фернандо Карадима, которого Ватикан признал виновным в многочисленных сексуальных домогательствах к несовершеннолетним и злоупотреблении церковной властью в 2011 году. В адрес епископа неоднократно звучали обвинения в уничтожении писем жертв домогательств. В 2015-м Хуан Карлос Круз, один из жертв Каррадима, заявил, что Баррос делал «грязную работу педофила», уничтожая письма от его жертв. 30 священников и дьяконов епископства Осорно в 2015 году подписались под обращением к папе с просьбой об отставке Барроса. Однако Франциск отреагировал на протесты неожиданно холодно. «Люди в Осорно страдают из-за собственной глупости» – так папа прокомментировал события. Отвечая во время визита в Чили на вопросы прессы о том, что он намерен предпринять, Франциск ответил: «Я выскажусь, когда увижу доказательства, свидетельствующие против епископа Барроса. Никаких доказательств нет, все это клевета. Это понятно?»
Однако масштабные протесты и встречи с жертвами изнасилований заставили папу изменить и мнение, и риторику. В апрелеознакомившись с отчетом специальной комиссии по расследованию чилийского скандала в составе мальтийского епископа Чарльза Шиклуны и представителя Конгрегации доктрины веры Жорди Бертомеу Фарноса, Франциск признал: в своих суждениях он критически ошибался. Примечательно, что во время работы «папские следователи» Шиклуна и Бертомеу столкнулись с тем, что глава собственной комиссии чилийской церкви по предотвращению злоупотреблениями епископ Хуан Игнасио Гонзалес отказался предоставить им 2300-страничный отчет о сексуальном насилии над несовершеннолетними. Этот документ был составлен по просьбе Франциска, встретившегося с жертвами священника Карадима во время своего визита в страну. «Его единственным адресатом является папа Римский», – цитирует епископа Associated Press. Организацию Национального совета чилийской церкви по предупреждению сексуального насилия и поддержки жертв папа отметил отдельным посланием 5 августа. Его возглавила Ана Мария Селис Брунет – адвокат и специалист по теологии.
«Мы собираемся начать исторический судебный процесс. И я надеюсь, что мы сможем установить, что если бы некоторые епископы проявили должную осмотрительность, то значительной части сексуальных надругательств над несовершеннолетними со стороны чилийских религиозных деятелей можно было избежать», – заявил прокурор Эмилиано Ариас газете El Pais. По его мнению, дорогу прозрачному и открытому разбирательству открыло письмо папы Франциска чилийскому духовенству от 31 мая.
Полный текст письма понтифика был опубликован Catholic News Agency 5 июля. «Обновление церковной иерархии само по себе не создаст тех преобразований, к которым нас движет Святой Дух. Мы обязаны вместе содействовать такой трансформации церкви, которая коснулась бы всех нас. Визит архиепископа Шиклуны и монсиньора Бертомеу в Чили был предпринят после того, как мы столкнулись с ситуацией, о которой не знали, что и думать. Церковь не могла и далее оставаться глуха к боли наших братьев. Прочитав их отчет, я хотел лично встретиться с жертвами сексуальных домогательств, злоупотребления властью и прегрешений против совести, послушать их и попросить прощения за наши грехи и упущения. Сказать «Никогда больше!» культуре жестокости и системе сокрытия, которая позволяет ей процветать, требует нашей общей работы над созданием культуры заботы, которая пронизывала бы наше общение, молитву, мышление и священноначалие», – гласит папское обращение.
Незадолго до того, как письмо было доставлено по адресу, все 34 чилийских епископа подали прошения об отставке. Папа удовлетворил прошения только пятерых из них, в том числе Хуана Барроса. Именно слова о «культуре сокрытия» Ариас считает санкцией Святого престола на расследование. Хотя, по словам прокурора, от чилийского духовенства ему приходилось слышать, что эпистолярное творчество папы Франциска, дескать, не стоит трактовать в юридическом смысле.