Европейский суд по правам человека выступил против решения шариатского суда в Греции

  • 21/12/2018
  • Сергей Игнатов

sedmitza.ru

Греция остается единственной европейской страной, применяющей в некоторых случах нормы шариата

СТРАСБУРГ.   Европейский суд по правам человека выступил против решения шариатского суда в Греции – единственной европейской стране, все еще применяющей нормы шариата, сообщает religionnews.

Суд постановил, что Греция нарушила ряд норм международного законодательства о недопущении дискриминации, применив нормы исламского шариатского права в судебном споре о наследовании имущества. Тем самым судебные органы страны нарушили, в частности, Европейскую конвенцию о правах человека, признав приоритет шариатских законов. В судебном разбирательстве греческий суд не признал право жены на наследование всего имущества мужа-мусульманина, и уважил иск ее сводных сестер, ссылавшихся на соответствующие нормы шариатского права – свода мусульманских религиозных, юридических и бытовых правил, основанных на Коране.

Чатитзе Молла Сали (Chatitze Molla Sali), вдова греческого мусульманина, обратилась в Европейский суд по правам человека в Страсбурге в 2014 году, жалуясь на несправедливость греческого суда, присудившего сводным сестрам две трети имущества. В своем иске она заявила о своей дискриминации по признаку религиозных убеждений – поскольку в том случае, если бы ее муж исповедовал иную религию, она имела бы право на общее наследство в полном объеме, как то предусматривают действующие нормы греческого законодательства. Европейский суд поддержал истицу. Официальное решение суда еще не издано, но уже известно, что в нем будет наложен штраф на власти Греции.

«Греция остается единственной страной в Европе, которая до настоящего времени применяет нормы шариата к части своих граждан страны против их воли, – говорится в постановлении суда. – Эта практика в особенности проблематична в данном деле, поскольку применение норм шариатского права нанесло ущерб личным правам вдовы, имеющей право на все имущество усопшего супруга по гражданскому законодательству страны, и при этом все же поставленной в сложную юридическую ситуацию, каковую ни она, не ее муж не могли желать». Отмечается, что муж Моллы Сали составил завещание по гражданскому законодательству Греции, а потому суд первой инстанции и апелляционный суд вполне обоснованно поддержали доводы вдовы в ее имущественном споре с собственными сводными сестрами. Но последующие судебные решения были вынесены уже на основе норм шариатского права, а это означает, что завещание покойного фактически было признано недействительным.

Законодательство Греции в отношении религиозных меньшинств было составлено в 1920-е годы на основе международных соглашений после ряда войн, сопровождавших крушение Османской империи. Гражданские споры в среде мусульманского меньшинства, проживающего преимущественно на северо-востоке страны и насчитывающего примерно 100 тысяч человек, всегда решались на основе шариатского права, а верховным судьей всегда был авторитетный мусульманский улем или муфтий, утверждаемый властями.

Лишь в январе 2018 года парламент Греции проголосовал за ограничение полномочий судов шариата. Новый закон, поддержанный всеми крупнейшими политическими партиями страны, отменяет сложившуюся практику передачи всех судебных дел с участием мусульманских граждан на рассмотрение шариатского суда. Кстати, именно громкое дело Моллы Сали послужило основанием для разработки этого законопроекта и подачи его в парламент. В заявлении Европейского суда по правам человека отмечается, что суд «воспринял с удовлетворением» это нововведение в законодательстве страны, но в то же время новый закон «не оказал влияния на ситуацию истицы», поскольку окончательное решение по ее делу было вынесено по старому законодательству, а закон обратной силы не имеет.

Согласно положениям нового закона, гражданские суды Греции руководствуются нормами гражданского законодательства во всех делах, а передача споров по вопросам наследства, развода и брака на рассмотрение в шариатский суд дозволяется лишь в тех случаях, когда тяжущиеся стороны не имеют на это возражений.