Власти римского папы вполне хватало, чтобы устрашить любого монарха Европы. А если эту власть получал умелый манипулятор, королям приходилось совсем несладко…
В средневековой Европе духовную власть и авторитет папы римского никто не оспаривал. А вот со светской властью понтифика возникали проблемы. Чем сильнее становились короли и императоры, тем больше они хотели подтвердить правоту слов Евангелия «кесарю — кесарево, а божие — богу». Естественно, в церкви такому буквальному толкованию слов Иисуса не очень радовались…
Лотарио Конти родился в 1161 году в Гавиньяно, неподалёку от Рима в знатной семье, которая уже давно была известна видными представителями духовенства. К роду Конти принадлежали девять пап. Одним из них, Климентом III, был родной дядя Лотарио. Неудивительно, что юноша пошёл по церковной стезе и получил блестящее образование — богословское в Париже и юридическое в Болонье. Уже в 29 лет, в 1190 году, дядя произвёл любимого племянника в кардиналы.
К сожалению, долго такое счастье не продлилось. Климент вскоре умер, а ему на смену пришёл Целестин III из рода, давно противостоявшего Конти. Он всячески старался услать молодого кардинала подальше от Ватикана, отправляя его в отдалённые монастыри. Сломить фамильный дух Конти это не помогло. После смерти Целестина коллегия кардиналов, не вняв последним просьбам усопшего, избрала новым понтификом 37-летнего Лотарио, взошедшего на святой престол под именем Иннокентия III.
Самым главным своим делом новый папа считал борьбу против посягательств на свободу церкви. Такие посягательства Иннокентий видел прежде всего в поведении могущественных правителей Священной Римской империи, успевших к тому времени подчинить себе всю Германию, Италию и Сицилию. Императоры имели наглость считать, что сами могут назначать в своих землях епископов. По мнению новоизбранного понтифика, это была прерогатива только Ватикана. Конфликт был неизбежен, но его предотвратила смерть императора Генриха VI.
Иннокентий понял, что Бог на его стороне и принялся активно вмешиваться во внутренние дела могущественных государств Европы. Он взял под свою опёку самого юного из претендентов на освободившийся германский престол — 4-летнего короля Сицилии Фридриха II. Пока тот подрастал, папа обрушился на Францию, но не военной мощью, а всей тяжестью своего авторитета.
Понтифика разгневало поведение французского короля Филиппа II Августа, который при живой жене слишком много времени уделял любовнице. За легкомыслие монарха коллективную ответственность пришлось нести его подданным: в 1199 году папа наложил на Францию интердикт, то есть запретил проводить в стране все церковные таинства. Благочестивые французы были в ужасе и умоляли своего короля наладить семейную жизнь. Делать нечего: Филипп Август вернул жену из дальнего замка ко двору и преподнёс Ватикану богатые дары. Папа сменил гнев на милость и интердикт отменил. Французские католики вновь смогли исповедоваться и причащаться, а их король продолжил тесное общение со своей пассией, правда, уже более скрытно.
Интердикт на целую страну оказался хорошей воспитательной мерой, и через несколько лет Иннокентий применил его снова, на этот раз против Англии. В 1208 году король Иоанн Безземельный отказался признать назначенного из Ватикана архиепископа Кентерберийского. За такую дерзость папа запретил проведение церковных таинств во владениях нахала. Английский король оказался более крепким орешком, чем французский. В ответ на гнев понтифика Иоанн обложил налогами церковные земли. Это так возмутило Иннокентия, что он отлучил короля от церкви, а потом и вовсе освободил англичан от клятвы верности их монарху. Иоанн вдруг формально оказался без подданных. Он поупрямился несколько лет, но в 1213 году был вынужден умолять папу о прощении. После очередных богатых даров понтифик снял с Англии интердикт.
С православными государствами у Иннокентия дела шли хуже, чем с католическими. В 1204 году воины благословленного папой Четвёртого крестового похода по дороге в Иерусалим разорили Константинополь. Понтифик не стал их наказывать, а попытался подмять ослабевшую Византию под свою власть, объединив две христианские религии. Уцелевшие после резни жители Константинополя в ужасе отказались, и на этот раз папе пришлось отступить. В том же году Иннокентий отправил послов к князю Роману Мстиславичу Галицко-Волынскому с предложением принять из рук папы королевскую корону и католицизм в придачу. Но и эта идея успехом не увенчалась.
При Иннокентии территория Папской области значительно увеличилась. Власть Святого престола заметно усилилась. Вассалами папы назвали себя царь Болгарии, короли Арагона и Португалии. Современники говорили, что Иннокентий — самый могущественный человек всей Европы. Успокаиваться на достигнутом папа не собирался. Он изо всех сил старался расширять свою личную власть, равно как и влияние католической церкви, от которой он себя не отделял.
В 1209 году новым германским императором после долгой смуты был избран Оттон IV, которого Иннокентий торжественно короновал. Через год новый монарх забыл обо всех договорах и твёрдо решил вновь собрать воедино отколовшиеся за время недавней смуты земли, в том числе Сицилию и итальянские провинции. Оттон собрал армию и отправился в поход на Неаполь. Иннокентию это не понравилось, и в ноябре 1210 года он отлучил императора от церкви. Замена строптивцу имелась — маленький Фридрих подрос и уже носил неаполитанскую корону. Но сначала императорский трон надо было освободить. Иннокентий сделал это с помощью прочно зависимого от него короля Франции. Его армия в 1214 году разбила войско Оттона.
Довольный Фридрих отправился в Рим, чтобы папа провозгласил его императором, но Иннокентий, опасаясь повторения ситуации с Оттоном, короновать своего подопечного отказался. Разъярённому Фридриху пришлось пока удовлетвориться титулом германского короля, а его недавний благодетель занялся наконец внутрицерковными делами.
15 ноября 1215 года был созван XII Вселенский или IV Латеранский собор, принявший законы, которые изменили католический мир. На соборе официально утвердили создание доминиканского и францисканского орденов, для борьбы с еретиками учредили инквизицию. Главными врагами веры были провозглашены иудеи и мусульмане. Жизнь первых обложили суровыми ограничениями, а со вторыми наметили покончить с помощью непрекращающихся крестовых походов. Осуществить свои планы Иннокентий планировал с помощью введения нового специального налога. По его идее, все католики должны были вдобавок к традиционной церковной десятине отправлять в Ватикан двадцатую часть от всех своих доходов. Ввести этот налог папа собирался чуть позже — Собор и так уже принял слишком много судьбоносных решений.
«Чуть позже» не состоялось. 16 июля 1216 года Иннокентий III скоропостижно скончался. Похоронен он был там, где и умер, в городе Перудже, а прах его перенесли в Рим лишь в 1891 году.
Источники
Sayers Jane: Innocent III: Leader of Europe, 1198-1216. London, 1994.