Комиссия США по международной свободе религии выпустила доклад за 2021 год

  • 05/05/2022
  • Сергей Игнатов

sedmitza.ru

Она зачислила в список “особой озабоченности” 11 стран, включая Россию

ВАШИНГТОН.   Комиссия США по международной свободе религии (US Commission on International Religious Freedom, USCIRF) 25 апреля выпустила очереднойдоклад за 2021 год, в котором зачислила в список «особой озабоченности» Афганистан, Бирму, Китай, Эритрею, Иран, Северную Корею, Пакистан, Россию, Саудовскую Аравию, Таджикистан и Туркменистан, сообщает catholicnewsagency.

USCIRF – двухпартийная федеральная комиссия, консультирующая Конгресс и правительство США и расследующая нарушения свободы вероисповедания по всему миру. В список «особой озабоченности» комиссия зачисляет страны, допускающие «систематические, постоянные и вопиющие» нарушения свободы вероисповедания, а потому подлежащие торговым и финансовым санкциям, которые вводит Госдеп по ее рекомендациям.

«Мы разочарованы ущемлением свободы религии и убеждений в некоторых странах, в первую очередь в Афганистане, попавшем под власть талибов в августе, – заявляет председатель USCIRF Надин Мензеа (Nadine Maenzea). – Религиозные меньшинства в нем жалуются на притеснения, аресты и расправы из-за своей веры или убеждений, а прогресс, достигнутый в защите прав женщин и девочек на полноценное образование, во многом сведен на нет. Мы в USCIRF приветствуем усилия администрации Байдена по защите международной свободы вероисповедания в первый год его президентства и рекомендуем прислушаться к нашим рекомендациям, дабы не растерять и нарастить эти достижения». Комиссия просит администрацию Байдена зачислить в список «особой озабоченности» Нигерию и расширить квоты на приоритетный прием беженцев из Афганистана, спасающихся от преследований за веру.

В нынешнем докладе USCIRF просит также оставить в списке «особой озабоченности» 10 стран, внесенных туда Госдепартаментом в 2021 году: Бирму, Китай, Эритрею, Иран, Северную Корею, Пакистан, Россию, Саудовскую Аравию, Таджикистан и Туркменистан. Она просит добавить к ним Афганистан, Индию, Нигерию, Сирию и Вьетнам. Комиссия сожалеет, что Госдепартамент исключил Нигерию из списка в 2021 году, несмотря на «ужасающие нарушения свободы вероисповедания» в этой стране.

Комиссия заверяет, что ситуация со свободой совести в Афганистане резко ухудшилась после возвращения талибов к власти. Иноверцы, в том числе мусульмане иных убеждений и обычаев, не угодных талибам, «подвергаются серьезной опасности», потому большинство индусов и сикхов бежали из страны, а новообращенные христиане, бахаисты и мусульмане-ахмадийцы вынуждены скрываться и молиться в подпольных храмах, говорится в докладе..

USCIRF требовала включить Россию в этот список еще в 2017 году, однако Госдепартамент сделал это лишь в 2021 году. Комиссия в докладе уверяет о преследовании религиозных меньшинств в России в 2021 году. Секту Свидетелей Иеговы запретили в 2017 году, а ее членов привлекают к ответственности по статьям об экстремизме. В прошлом году 105 свидетелей Иеговы получили тюремные сроки, в том числе «некоторые в оккупированном Крыму». В докладе также утверждается, что гонениям подвергаются мусульмане, протестанты, члены Православной церкви Украины, секты Фалуньгун и шаманы коренных народов.

Во Вьетнаме власти «продолжают преследовать христиан-протестантов и буддистов». Христиане племен хмонг и монтаньяр фактически являются лицами без гражданства, поскольку местные власти не выдают им удостоверения личности, а католиков систематически ущемляют в земельных отношениях. Китай продолжает проводить политику «китаизации религии», требуя у верующих поддержки коммунистической идеологии и политики, утверждается в докладе. Особенно упорным судебным преследованиям подвергаются группы верующих, «подверженных иностранному влиянию» – в том числе подпольные католики, протестанты домашних церквей, уйгуры и прочие мусульмане, тибетские буддисты и члены секты Фалуньгун.

В Индии радикальный индуизм, насаждаемый националистическим правительством, все более нетерпим к религиозным меньшинствам, в том числе к мусульманам, христианам, сикхам и далитам (неприкасаемым). Законы против обращения в христианство, действующие на национальном, провинциальном и местном уровнях, все чаще произвольно применяются для расправ с иноверцами, в особенности индусами, обратившимися в иную веру.

Религиозные меньшинства в Пакистане давно страдают от травли – их убивают, линчуют, подвергают массовым внесудебным насилиям, принудительно обращают в мусульманство, оскверняют их молитвенные дома и кладбища. Для насилий, гонений и расправ широко используются законы о борьбе с богохульством, по которым даже голословные обвинения грозят несчастным иноверцам бессудными расправами.

В Иране десятки христиан были арестованы за 2021 год по различным обвинениям, в том числе за «подрывную деятельность» против правительства. В Нигерии государственные служащие и частные лица совершают «широкомасштабные и вопиющие нарушения свободы вероисповедания», говорится в докладе. Преступные вооруженные группировки нападают на мечети и церкви, похищая священников, пасторов и имамов ради выкупа. Некоторые регионы контролируются террористами группировки Боко Харам*, творящими расправы и беззакония.

«В 2021 году правительство США продолжало бороться с нарушениями свободы вероисповедания и привлекать виновных к ответственности с помощью целевых санкций и других инструментов, – заявляет Нури Туркел (Nury Turkel), вице-председатель USCIRF. – Наращивая эти усилия, США должны делать все возможное для защиты свободы веры и убеждений по всему миру». В 2021 году по рекомендациям USCIRF в «рекомендованном списке наблюдения» пребывали Алжир, Куба и Никарагуа. Теперь USCIRF рекомендует включить в этот список Азербайджан, Египет, Индонезию, Центральноафриканскую Республику, Ирак, Казахстан, Малайзию, Турцию и Узбекистан. ЦАР выпала из прошлогоднего списка наблюдения, однако за 2021 в стране вновь «наметилась негативная тенденция в области религиозных преследований и насилий». В Судане военный переворот и политические потрясения «вполне могут свести на нет достижения предыдущего гражданского правительства в области свободы совести».

По данным доклада, богохульство ныне считается уголовным преступлением в 84 странах, где многие граждане подвергаются преследованиям и насилиям со стороны властей, массовым расправам и иными формам травли и цензуры по обвинениям в богохульстве. В Беларуси правительство «оказывает давление на христианское духовенство, поддерживающее политическую оппозицию», утверждают авторы доклада. Польские католические священники часто сталкиваются с проблемами при продлении виз на пребывание в Беларуси. В самой Польше власти привлекли к суду трех ЛГБТ-активистов за святотатственные образы Девы Марии в радужном ореоле. Эти изображения активисты выставляли у храмов, в которых духовенство и миряне выступали с «неприемлемыми» для них мнениями. В докладе также осуждаются власти Финляндии за судебное преследование женщины-парламентария и лютеранского епископа «за высказывание религиозных взглядов на гомосексуальность, трактуемых как разжигание ненависти по весьма расплывчатым и чрезмерно расширительным нормам соответствующей статьи». Подобная «криминализация ненасильственных высказываний чревата конфликтами в области прав человека», указывают авторы доклада.

В Европе от религиозной нетерпимости все чаще страдают мусульмане и иудеи. В некоторых странах им запрещают ношение религиозной одежды и головных уборов, халяльный и кошерный забой животных, подвергают общественному давлению и чуждаются как отверженных. В некоторых странах Европы евреи страдают от оскорблений, физических насилий и вандализма со стороны антисемитов. Мусульмане испытывают аналогичное давление ксенофобской среды, а также сталкиваются с юридическими и политическими преследованиями со стороны сторонников секуляризма. «Европейские христиане все чаще страдают от нетерпимости и преступлений на почве ненависти, что свидетельствует о росте религиозной напряженности за последние годы, – сообщается в докладе. – Христиане подвергались за отчетный год физическим и словесным нападкам, а их общинная собственность страдала от вандализма, осквернений, краж и поджогов». Приводится пример Богородичного крестного хода в декабре 2021 года в Париже, когда на католиков нападали с оскорблениями и угрозами и обливали водой.

В октябре в Бангладеш прокатилась волна гонений на индусов. В Шри-Ланке после террористических взрывов в Пасхальное воскресенье 2019 года власти стали огульно применять антитеррористические и прочие законы для преследования религиозных меньшинств, особенно мусульман. В Непале новообращенные христиане из бывших индуистов подвергаются преследованиям по законам о борьбе с прозелитизмом. В конце доклада приводится списки «Жертв свободы религии и убеждений» и «Религиозных узников совести». В нем также перечисляются семь «негосударственных военизированных организаций», вызывающих «особую озабоченность», в том числе группировка Боко Харам* и различные ветви Исламского государства*.

*запрещенные в РФ террористические организации