Комиссия США по вопросам международной религиозной свободы (USCIRF) опубликовала ежегодный отчет, содержащий данные о «нарушениях религиозной свободы в мире» и соответствующие рекомендации для правительства США.
Комиссия назвала 16 стран, которые должны быть внесены Госдепом в список стран, вызывающих особую обеспокоенность (CPC), сообщает The Christian Post.
Ключевым моментом отчета являются рекомендации по «стран особого беспокойства», правительства которых, по мнению авторов отчета, «участвуют в систематическом, длительном и явном нарушении религиозной свободы» или же не обращают на такие нарушения внимания. В отчете 2018 года в перечень таких стран вошли 16 государств мира: Бирма, Китай, Эритрея, Иран, Северная Корея, Саудовская Аравия, Судан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан (они входили в этот перечень и в прошлом году), а также Центральноафриканская Республика, Нигерия, Пакистан, Сирия, Вьетнам и Россия.
В докладе говорится о влиянии антиэкстремистского законодательства РФ на ситуацию со свободой совести. В его подготовке участвовал российский аналитический центр «Сова», который получил статус иностранного агента во многом за то, что с 2011 года отслеживает факты неправомерного применения этого законодательства. В документе утверждается, что давление на свободу совести стало следствием борьбы властей против роста протестной активности россиян.
В докладе USCIRF сказано, что представителей религиозных меньшинств в России все чаще и порой несправедливо записывают в ряды экстремистов. Виной тому антиэкстремистское законодательство, которое противоречит самой идее борьбы с дискриминацией.
Более того, оно как раз и используется для преследований «нетрадиционных» религиозных убеждений. В очередной раз заявлено и о том, что определение экстремизма размыто настолько, что «позволяет властям не только вмешиваться в работу любых организаций, но и прекращать ее».
В документе подчеркивается, что хотя ряд правовых механизмов по борьбе с экстремизмом введен еще десяток лет назад, масштабные кампании начались после протестов 2011–2012 годов. Эксперты указали, что в первую очередь законодательство было использовано для подавления активизировавшейся оппозиции. Положение же нетрадиционных религиозных сообществ стало ухудшаться уже на общем фоне ужесточения антиэкстремистской политики.
Как отмечается в докладе, никаких признаков улучшения ситуации нет, «власти не намерены отклоняться от избранного политического курса, в том числе и в отношении религиозных организаций». Наоборот, уверены авторы доклада, власти РФ заняты формированием тотального идеологического контроля над обществом. Причем и за этим они видят в основном социально-экономические причины – власть якобы опасается массового недовольства граждан.
Вторая причина, утверждается в докладе USCIRF, это усиление близости Русской православной церкви к светским властям: «Расплывчатое антиэкстремистское законодательство оказалось очень удобным инструментом для перевода религиозных споров в юридическую плоскость». К примеру, уголовное дело против панк-коллектива Pussy Riot эксперты отнесли к категории политических преследований: «Тяжесть вынесенного против них приговора подчеркнула тот факт, что государство рассматривает защиту традиций Церкви как приоритет».
В докладе перечислены и другие примеры плохого отношения властей к «нетрадиционным» для РФ религиозным организациям. «Различные мусульманские группы и отдельные верующие оказались сейчас под давлением. Среди них и сторонники салафизма – правоохранительные органы без разбора обвиняют их в одобрении терроризма, хотя большинство миролюбивы и не представляют общественной опасности», – отмечено в тексте. «Свидетели Иеговы» еще с 90-х годов свободно вели свои проповеди в России, и власти не вмешивались в их дела. Все изменилось именно после ужесточения антиэкстремистского законодательства: в 2016-м, говорится в документе, было решено «перейти к полномасштабному запрету их деятельности».
«Российское руководство стремится разрешить каждую проблему путем введения дополнительных репрессивных законодательных норм и новых тактик запугивания», – сделали вывод в той структуре, которая является официальным консультантом администрации США.
Комиссия США по международной религиозной свободе рекомендовала Госдепу призвать Россию к прекращению нынешней политики в отношении религиозных организаций. И наоборот, расширить их разрешенный круг, «чтобы отразить религиозное разнообразие в обществе», отменив для этого все излишне бюрократизированные процедуры. Есть и требование об отмене «антимиссионерских» норм «пакета Яровой».
Властям РФ USCIRF также дала множество различных рекомендаций, а настаивает она на том, что следует пересмотреть судебные решения о запрещении религиозных организаций за экстремизм. Необходимо убедиться, что запреты были вынесены на основе четкого и объективного изучения всех имеющихся доказательств.
По словам руководителя Комиссии США по религиозной свободе Дэниэла Марка (Daniel Mark), в течение многих лет Пакистан является «худшей страной в мире, которая не названа вызывающей особую обеспокоенность».
Он добавил, что Пакистан является «мировым лидером», когда дело доходит до тюремного заключения, преследования и осуждения за такие преступления, как отступничество и богохульство. По статье 295-С Уголовного кодекса Пакистана, некоторых форм кощунство может быть наказуемыми пожизненным тюремным заключением или смертной казнью.
Пакистан занимает пятое место в списке стран, преследующих христиан (World Watch List) христианской благотворительной правозащитной организации Open Doors USA, и большое международное внимание обращено на преследования, с которыми сталкиваются христиане и другие религиозные меньшинства.
В апреле 2017 года пакистанская толпа вытащила студента колледжа из его комнаты в общежитии и убила его из-за обвинений в богохульстве, связанных с его продвижением веры Ахмади. Друга жертвы также избили за выражение своей веры.
Хотя Пакистан не включен список СРС, Государственный Департамент в прошлом году включил Пакистан в недавно созданный «Специальный список для наблюдения» (Special Watch List) за грубыми нарушениями религиозной свободы.
Как объяснил Д. Марк, список наблюдения — это новый инструмент, созданный в 2016 году с целью выделить страны, которые участвуют или терпят серьезные нарушения религиозной свободы, но не могут квалифицироваться как СРС.
«Государственный Департамент, хоть и не включает Пакистан в список СРС уже в который год, он поставил его в специальный контрольный список в качестве первой и единственной страны в этом списке, что является шагом в правильном направлении. Я не думаю, что мы должны позволить Пакистану сорваться с крючка», ― приводит слова Д. Марка The Christian Post.
Он добавил, что путешествовал в Пакистан не так давно и видел, «насколько сильно все ухудшилось».
Дэниэл Марк напомнил, что, хотя и существует партнерство между США и Пакистаном, отношения между двумя странами «не всегда на высоте». Он подчеркнул, что USCIRF непреклонен в своем убеждении, что Пакистан должен быть включен в список СРС, несмотря на его отношения с правительством США.
Отчет комиссии США также содержит перечень второй категории, в который входят страны, в которых отмечены один или два (а не все три) критерия «систематического, длительного и явного нарушения». В этот перечень вошло 12 стран: Афганистан, Азербайджан, Бахрейн, Куба, Египет, Индия, Индонезия, Ирак, Казахстан, Лаос, Малайзия и Турция.