Конституционный суд РФ вынес отказное определение по жалобе местной религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов “Примирение” города Йошкар-Олы, признав право относящихся к ней иностранных миссионеров на деятельность в пределах субъекта, а не населенного пункта.
Указанная организация была оштрафована за распространение печатной продукции, а также аудио- и видеоматериалов через своих миссионеров (иностранных граждан) в поселении Параньга республики Марий Эл, расположенном примерно в 100 км от Йошкар-Олы. Суды отклонили доводы заявителя о том, что территориальная сфера деятельности местной религиозной организации не ограничивается только территорией муниципального образования.
Заявитель считает противоречащими Конституции РФ положения закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”, которые делят религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности на местные и централизованные, а также разрешают иностранным гражданами заниматься миссионерской деятельностью от имени религиозной организации только на территории, относящейся к деятельности этой организации.
“По смыслу, придаваемому им (оспариваемым нормам – ИФ) правоприменительной практикой, они допускают запрет на выдачу местной религиозной организацией иностранным гражданам документов, подтверждающих полномочия на осуществление миссионерской деятельности на территории большей, чем территория городского поселения, где зарегистрирована организация, обосновывая данный запрет установленным оспариваемыми нормами ограничением сферы деятельности местной религиозной организации территорией этого городского поселения”, – отмечают заявители.
В четверг суд опубликовал отказное определение по жалобе религиозной организации. КС отметил, что сфера миссионерской деятельности религиозных объединений, предусмотренная данным федеральным законом, значительно шире, нежели территориальная сфера их основной религиозной деятельности. Это оправданно, считает суд, поскольку главной целью миссионерства как раз и является расширение территориальной сферы деятельности религиозной организации.
В соответствии с оспариваемыми нормами иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной группы на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, говорится в определении.
Суд подчеркнул, что речь идет о миссионерской деятельности как на территории проживания участников религиозной группы, так и за ее пределами, но в границах субъекта.
“Иное (ограничительное) толкование данной нормы, приданное ей правоприменительными органами в деле заявителя, не только не вытекает из буквального смысла оспариваемых норм, а также из духа Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”, но и приводит к нарушению свободы совести не только религиозных миссионеров, но и всех участников религиозного объединения”, – заключил КС.
Суд не принял жалобу к рассмотрению, отметив, что решения судов, в которых оспариваемые нормы были применены вопреки их действительному смыслу, указанному в ранее вынесенных решениях КС, могут быть пересмотрены соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.