На территории современной Турции осталось всего несколько образцов армянского историко-культурного наследия. В большинстве своем они полуразрушены, либо превращены в мечеть, склад или овчарню.
В Турции остались всего две церкви, официально признанные армянским историческим наследием: это Церковь Святого Креста на острове Ахтамар и церковь Святого Киракоса, расположенная в Диарбекире. Церковь Святого Киракоса в последние годы неоднократно подвергалась нападениям, но армяне Диарбекира, свято чтущие свои корни, охраняют ее как зеницу ока.
Первые упоминания о церкви Святого Киракоса в Диарбекире встречаются в труде Симеона Лехаси “Путешествие”, датируемом 1610-1615 гг. Киракос – единственный сын Хугидан, вдовы из Коньи. Согласно преданию, в трехлетнем возрасте Киракоса подвергают пыткам за то, что он христианин. Судья сбрасывает ребенка с лестницы, и он погибает, ударившись головой о камень.
Церковь, построенная в честь возведенного в ранг святых Киракоса, была разграблена в годы Геноцида, но благодаря армянам Диарбекира стены ее остались нетронутыми. В 1950-1960-е годы число паствы этой церкви составляло около 1000 человек. Армяне, не скрывающие своего происхождения, приходили сюда помолиться или для совершения какого-нибудь религиозного обряда. В 2011 году власти Диарбекира при помощи местных армян и диаспоры начали реставрацию церкви.
Как ни странно, но турецкое правительство разрешило провести обряд освящения и другие христианские ритуалы. 23 октября 2011 года я также побывал в Диарбекире, приняв участие в первой после длительного перерыва литургии в церкви Св. Киракоса. Двор храма превратился в уникальную площадку единства, где о своей идентичности открыто говорили не только армяне, не скрывающие ее, но и криптоармяне.
“Церковь Св. Киракоса была отреставрирована на пожертвования армян и стала одним из символов, центром, если можно так сказать, нашей национальной идентичности. Сегодня, к сожалению, у нас нет священника, не проводятся священные обряды, что мешает нам полноценно ощутить свое армянство. Пару раз мы пытались провести в церкви обряд крещения. Мы всегда требовали, чтобы Константинопольский Патриархат разрешил нам проводить литургии в Св. Киракосе”, — рассказывает житель Диарбекира, журналист Карот Сасунян.
Начиная с 2015 года вооруженные столкновения между турецкими силами и курдскими отрядами в Западной Армении участились, не обойдя стороной и Диарбекир. При обстрелах сильно пострадал и сам храм, его пришлось закрыть. Святыня вновь оказалась вне зоны досягаемости для паломников.
Карот рассказывает, что армянское наследие Диарбекира превратилось сегодня в отличную мишень для мародеров, буквально растаскивающих церковь по кусочкам в надежде найти золото. Камни вандалы продают: среди турок и курдов до сих пор ходят легенды о несметных сокровищах, оставленных здесь армянами. Так и получается, что с одной стороны стреляют турецкие военные, с другой – основы расшатывают вандалы.
“Церковь Св. Киракоса – наше самое большое сокровище. Сюда съезжаются армяне из разных уголков Западной Армении, чтобы познакомиться со своими соотечественниками, а заодно – и с христианским прошлым. Каждое воскресенье люди собираются в кафе и беседуют об истории Армении и древних кланов, обсуждают Геноцид. Мы говорим о нашем историческом наследии предков – а оно огромно, несмотря на то что за долгие годы многое было утеряно”, — отмечает Карот Сасунян.
Одно из армянских сокровищ Диарбекира – это люди, объединившиеся вокруг Святого Киракоса. Они были крещены в этой церкви. И приходили потом, чтобы именно во дворе этой церкви отметить какой-либо праздник или провести традиционный обряд.
“После Геноцида у нас не было ни школы, ни учителя, ни священника, но даже в этих условиях, объединившись только вокруг церкви, мы смогли сохранить свою идентичность”.
Этими словами наш собеседник из Диарбекира завершает беседу. Впрочем нет, не этими. Армяне обязательно вновь откроют двери этого храма, чтобы объединить соотечественников со всей страны. И вот тут мы ставим точку.
По неофициальным данным, в Диарбекире, население которого превышает 1,5 миллиона человек, проживает около 20 тысяч этнических армян.