Слова Эрдогана «Турция ни в чем не противоречит вере „Талибана“*» вызвали бурную реакцию: мы стали шариатским государством?

  • 22/07/2021
  • Эдже Пироглу

  • "Cumhuriyet", Турция.

inosmi.ru

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе визита в Турецкую Республику Северного Кипра заявил: «Турция ни в чем не противоречит вере „Талибана” (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.). Я считаю, что мы сможем лучше поладить». Эти слова вызвали бурную волну откликов.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая после праздничной молитвы в Турецкой Республике Северного Кипра (ТРСК), сказал: «Турция ни в чем не противоречит вере „Талибана”. Я считаю, что мы сможем лучше поладить». Писатель-теолог Назиф Ай (Nazif Ay) в этой связи отметил: «Мы видим, что Турция под руководством Партии справедливости и развития стремительно отдаляется от концепции светского государства, а фундаменталистские допущения становятся приоритетом. Принятие такого понимания будет признанием того, что Турция попала в трясину концепции государства, управляемого по законам шариата». А теолог Джемиль Кылыч (Cemil Kılıç) подчеркнул, что у «Талибана» и турецкого общества, разумеется, совершенно разное понимание религии, и добавил: «Заявление Эрдогана — дипломатический сигнал „Талибану”».

«Неудачное заявление»

Назиф Ай: «В исламском мире долгое время сохраняются расхождения относительно толкования религии и религиозных практик. Мы видим, что Турция под руководством Партии справедливости и развития (ПСР) стремительно отдаляется от концепции светского государства, а фундаменталистские допущения становятся приоритетом. Недавно один из лидеров ПСР высказался об ИГИЛ* (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.) как о „непослушном ребенке ислама”. По сути таким дискурсом он придал своего рода „привлекательность” религиозному радикализму. Однако, когда мы смотрим на исторический процесс, мы не видим никакого сходства между пониманием ислама турками и верой, дозволениями террористических организаций, таких как „Талибан”. Принятие такого понимания будет признанием того, что Турция попала в трясину концепции государства, управляемого по законам шариата. Заявление Эрдогана я считаю неудачным, диаметрально противоположным реалиям нашей страны, не имеющим под собой справедливой основы. Мне бы хотелось, чтобы все, кто понимает тот факт, что без светскости религия тоже исчезнет, избегали подобных сравнений и оценок».

«Дипломатический сигнал»

Джемиль Кылыч: «Это заявление, допускающее неправильное понимание. Очевидно, существует глубокая разница в способах толкования религии. Тем не менее это заявление, по крайней мере, поверхностно делает акцент на единстве веры с точки зрения принадлежности к исламу, однако то, что талибы понимают под исламом, абсолютно не совпадает с тем, что понимает под исламом турецкое общество. И понимание религии президентом также, очевидно, не совпадает с пониманием „Талибана”. Честно говоря, я считаю это политическим заявлением. Президент посылает такой дипломатический сигнал „Талибану”, чтобы у Турции не было проблем в рамках миссии по защите кабульского аэропорта в Афганистане. Исламский опыт турецкого общества сильно отличается от толкования ислама талибами. В глазах „Талибана” исламский опыт Турции фактически считается „неисламским”».

«Действительно ли никакой разницы?»

Депутат Республиканской народной партии (РНП) Турции от Анкары Гамзе Ташчиэр (Gamze Taşçıer): «Нет разницы? Террористическая организация под названием „Талибан” — это варвары, которые массово насилуют женщин, убивают работающих женщин, запрещают им выходить из дома без сопровождения мужчин, запрещают девочкам учиться, продают крохотных детей, сжигают технологические устройства как изобретения Запада!»

Бывший депутат РНП от Коньи Хюсню Бозкурт (Hüsnü Bozkurt): «Вторая статья конституции гласит, что Турецкая Республика — светское, демократическое, социальное государство, основанное на нормах права. Мы также хорошо знаем, как „Талибан” вместе с его верой был создан США, в каких целях использовался и чем занимался много лет. Мы, как граждане светской Турецкой Республики, находимся на полностью противоположной стороне…»

Писатель Ахмет Умит (Ahmet Ümit): «Между нами и „Талибаном” большая разница по всем вопросам, и она должна быть, иначе мы станем дикарями и варварами».

Генеральный секретарь Коммунистической партии Турции Кемаль Окуян (Kemal Okuyan): «Эрдоган сказал, что „Турция ни в чем не противоречит вере талибов”, но он глубоко заблуждается. Миллионы трудящихся в этой стране много в чем расходятся с „Талибаном”! Более того, мы уже сказали несколько лет назад и еще раз напомним: „Ты — не Турция!”»

Профессор, доктор Шенгюль Хаблемитоглу (Şengül Hablemitoğlu): «Мы не знали, что у „Талибана” есть вера. Если да, то нам стыдно идти вровень с их верой. Это личный отзыв…»

Режиссер Мурад Чобаноглу (Murad Çobanoğlu) разместил изображения Бамианских статуй Будды в Афганистане, датируемых VI веком, которые «Талибан» взорвал динамитом в 2001 году, считая их «языческими идолами», и написал: «От мышления, которое упрямо превращает исторические музеи в мечети, другого сходства и не ожидалось».

Те самые слова Эрдогана

Президент Реджеп Тайип Эрдоган, выступая с заявлением об обеспечении безопасности кабульского аэропорта со стороны Турции, отметил: «Между тем есть некоторые вопросы, которые не устраивают талибов. При проведении переговоров об этом процессе с „Талибаном”, точно так же, как „Талибан” вел некоторые переговоры с Соединенными Штатами, „Талибан”, очевидно, должен гораздо комфортнее вести эти переговоры с Турцией. Потому что Турция ни в чем не противоречит его вере, а в таком случае я считаю, что мы можем лучше обсудить эти вопросы и поладить».

__________

* — террористическая организация, запрещена в РФ, прим. ред.