“Шпионы в покоях папы”. Как КГБ и ЦРУ зажали Ватикан в тиски

  • 13/09/2021
  • Никита Бизин

ria.ru

Шпионские страсти вокруг Ватикана — до сих пор загадка для исследователей холодной войны. Однако недавно рассекреченные Литвой архивы проливают свет на некоторые важные детали. Оказывается, Святой Престол долгие годы был под колпаком советской разведки. О самых дерзких спецоперациях в сердце Католической церкви — в материале РИА Новости.

Кузница кадров

Когда гитлеровская Германия почти полностью оккупировала Европу, СССР искал контакты с лидерами нацистского правительства, чтобы узнать их дальнейшие планы. Все понимали: войны не избежать. Но когда она начнется? Большую надежду Кремль возлагал на спецслужбы.

Развернуть полноценную агентурную сеть было сложно. Впрочем, решение нашли: в марте 1940-го нарком внутренних дел Литовской ССР Александр Гузявичюс получил письмо с грифом “совершенно секретно” за подписью Лаврентия Берии.

“НКВД СССР предлагает: используя данные агентуры, наметить несколько фигур из числа ксендзов и авторитетов католической церкви для вербовки крупной агентуры, могущей вскрыть связи руководящих деятелей католической церкви с иностранными разведками (особенно германской), а также осуществить перехват связей на Ватикан и внедрение туда нашей агентуры”, — говорилось в документе.

Другой информации в директиве не было. Только подпись: “О результатах работы и намеченных мероприятиях донести к 30 января 1941 года”. Это послание — косвенное свидетельство того, что советские органы госбезопасности вербовали католиков уже в конце 1930-х. Как покажет история, эта кузница кадров оказалась весьма эффективной. Но главные плоды идея Берии принесет спустя несколько десятилетий.

Наиболее близкие

После Великой Отечественной Ватикан для СССР отошел на второй план. Лишь в начале 1960-х “религиозное направление” вновь стало актуальным. Тогда понтификом был Иоанн XXIII, прозванный за симпатии к коммунистам “красным папой”. Именно он установил дипломатические отношения с Советским Союзом. Он же выступил посредником между Никитой Хрущевым и Джоном Кеннеди во время Карибского кризиса в 1962-м.

Продолжение здесь.